Что написал тютчев. Биография тютчева – уникальные факты

Тютчев - один из выдающихся поэтов девятнадцатого века. Его поэзия - воплощение патриотизма и большой искренней любви к Родине. Жизнь и творчество Тютчева - это народное достояние России, гордость славянской земли и неотъемлемая часть истории государства.

Начало жизни поэта

Жизнь Фёдора Тютчева началась в 5 декабря 1803 года. Будущий поэт родился в родовой усадьбе под названием Овстуг. Фёдор Иванович начал получать домашнее образование, изучал латынь и древнеримскую поэзию. В свои двенадцать лет мальчик уже переводил оды Горация. В 1817 Тютчев посещал лекции Московского университета (на отделении Словесности).

Аттестат об окончании молодой человек получил в 1821 году. Тогда же он и поступил на службу в его отправили в Мюнхен. В вернулся только в 1844 году.

Периодизация творческих периодов

Первый период творчества Федора Ивановича Тютчева длится с 1810-х по 1820-е годы. В это время юный поэт пишет свои первые стихи, которые по стилистике напоминают поэзию восемнадцатого века.

Второй период берет начало во второй половине 1820-х годов и длится по 1840-е. Стихотворение под названием «Проблеск» носит уже оригинальный тютчевский характер, который сочетает в себе русскую одическую поэзию восемнадцатого столетия и традиционный европейский романтизм.

Третий период охватывает 1850-е - 1870-е годы. Он характеризуется созданием ряда политических стихотворений и гражданских трактатов.

Россия в творчестве Тютчева

По возвращении на родину поэт занимает должность старшего цензора в Министерстве иностранных дел. Практически одновременно с этим вступает в кружок Белинского и выступает его активным участником. Стихотворения пока откладываются в ящик, однако выходит целый ряд статей на французском языке. Среди множества трактатов присутствуют и «О цензуре в России», «Папство и римский вопрос». Эти статьи являются главами к книге под названием «Россия и Запад», которую Тютчев писал, вдохновленный революцией 1848-1849 года. Данный трактат содержит в себе образ тысячелетней державы России. Тютчев с большой любовью описывает свою Родину, высказывая мысль о том, что она носит исключительно православный характер. В этой работе также представлена идея о том, что весь мир состоит из революционной Европы и консервативной России.

Поэзия также обретает лозунговый оттенок: «Славянам», «Ватиканская годовщина», «Современное» и другие стихотворения.

Во многих произведениях отражена которая неразрывна с любовью к Родине. Тютчев обладал такою верою в Россию и ее сильных жителей, что даже своей дочери в письмах писал о том, что она может гордиться своим народом и что она будет, безусловно, счастлива хотя бы потому, что родилась русской.

Обращаясь к природе, Федор Иванович воспевает свою Родину, описывает каждую росинку на траве, чтобы читатель проникся такими же нежными чувствами к своей земле.

Поэту всегда удавалось сохранить свободные мысли и чувства, он не покорялся светской морали и игнорировал светские приличия. Творчество Тютчева окутано любовью ко всей России, каждому крестьянину. В стихотворениях он называет ее европейским «ковчегом спасения», а вот царя обвиняет во всех бедах и проигрышах своего великого народа.

Жизнь и творчество Тютчева

Творческий путь Федора Ивановича охватывает более полувека. За это время им было написано множество трактатов, статей, в том числе и на иностранных языках. Триста стихотворений, созданных Тютчевым, помещены в одну книгу.

Исследователи называют поэта поздним романтиком. Творчество Тютчева носит особый характер еще и потому, что долгое время он жил за границей, из-за этого автор чувствовал себя потерянным и отчужденным на протяжении долгих лет.

Некоторые историки и литературные критики условно делят жизнь Федора Ивановича на два этапа: 1820-1840 гг. и 1850-1860 гг.

Первый этап посвящен исследованием собственного «Я», формированию мировоззрения и поиска себя во Вселенной. Второй этап, напротив, - углубленное изучение внутреннего мира одного человека. Главным достижением этого периода критики называют «Денисьевский цикл».

Основная часть лирики Федора Тютчева - стихотворения, которые носят философский, пейзажно-философский характер и, безусловно, любовная тема. К последней относятся и письма поэта к возлюбленным. Творчество Тютчева также включает в себя и гражданско-политическую лирику.

Любовная лирика Тютчева

1850-е годы характеризуются появлением нового конкретного персонажа. Им становится женщина. Любовь в творчестве Тютчева обрела конкретные очертания, больше всего это заметно в таких произведениях, как «Я очи знал», «О, как убийственно мы любим» и «Последняя любовь». Поэт начинает изучать женскую натуру, стремится понять ее сущность и осмысливает ее судьбу. Любимая девушка у Тютчева - это человек, которому присущи возвышенные чувства наряду с гневом и противоречиями. Лирика пронизана болью и муками автора, присутствуют тоска и отчаяние. Тютчев убежден в том, что счастье - самая непрочная вещь на земле.

«Денисьевский цикл»

Этот цикл имеет и другое название - «любовно-трагедийный». Все стихотворения здесь посвящены одной женщине - Елене Александровне Денисьевой. Для поэзии этого цикла характерно осмысление любви как настоящей трагедии человека. Чувства здесь выступают в роли фатальной силы, которая ведет к опустошению и последующей гибели.

Федор Иванович Тютчев не принимал никакого участия в формировании этого цикла, а потому ведутся споры между литературными критиками о том, кому посвящены стихотворения - Елене Денисьевой или жене поэта - Эрнестине.

Неоднократно подчеркивалось сходство любовной лирики «Денисьевского цикла», который носит исповедальный характер, и болезненными чувствами в романах Федора Достоевского. В наши дни сохранилось почти полторы тысячи писем, написанных Федором Ивановичем Тютчевым своей возлюбленной.

Тема природы

Природа в творчестве Тютчева носит переменчивый характер. Она никогда не знает покоя, постоянно меняется и все время пребывает в борьбе противоборствующих сил. Находясь в беспрерывной смене дня и ночи, лета и зимы, она так многогранна. Тютчев не жалеет эпитетов, чтобы описать все ее краски, звуки, запахи. Поэт буквально очеловечивает ее, делая природу такой близкой и родственной каждому человеку. В любом времени года каждый найдет черты, характерные именно для него, в погоде узнает свое настроение.

Человек и природа в творчестве неразрывны, а потому его лирике присуща двухчастная композиция: жизнь природы параллельна жизни человека.

Особенности творчества Тютчева заключаются в том, что поэт не пытается увидеть окружающий мир через фотографии или краски художников, он наделяет его душой и пытается разглядеть в нем живое и разумное существо.

Философские мотивы

Творчество Тютчева носит философский характер. Поэт с ранних лет был убежден в том, что мир заключает в себе некую непостижимую истину. По его мнению, словами невозможно выразить тайны мироздания, текстом нельзя описать таинство вселенной.

Ответы на интересующие его вопросы он ищет, проводя параллели между человеческой жизнью и жизнью природы. Совмещая их в единое целое, Тютчев надеется познать тайну души.

Другие темы творчества Тютчева

Мировосприятие Тютчева имеет еще одну характерную черту: поэт воспринимает мир как двойственную субстанцию. Федор Иванович видит два начала, постоянно борющихся между собой, - демоническое и идеальное. Тютчев убежден, что существование жизни невозможно при отсутствии хотя бы одного из этих начал. Так, в стихотворении «День и ночь» ярко выражена борьба противоположностей. Здесь день наполнен чем-то радостным, жизненным и безгранично счастливым, ночь же - наоборот.

Жизнь основана на борьбе добра и зла, в случае лирики Тютчева - светлого начала и темного. По мнению автора, в этой битве нет победившего и проигравшего. И в этом заключается главная жизненная истина. Подобная борьба происходит и внутри самого человека, всю жизнь он стремится познать истину, которая может таиться как в его светлом начале, так и в темном.

Отсюда можно сделать вывод, что философия Тютчева напрямую связана с глобальными проблемами, автор не видит существования обычного без великого. В каждой микрочастичке он рассматривает тайну мироздания. Федора Ивановича Тютчева открывает всю прелесть окружающего нас мира в качестве божественного космоса.

Русский поэт, мастер пейзажной, психологической, философской и патриотической лирики, Федор Иванович Тютчев происходит из древней дворянской семьи. Будущий поэт родился в Орловской губернии, в родовом поместье Овстуг (сегодня это территория Брянской области), 23 ноября 1803 года. По эпохе Тютчев - практически современник Пушкина, и, как утверждают биографы, именно Пушкину обязан своей нечаянной славой поэта, так как по роду основной деятельности не был тесно связан с миром искусства.

Жизнь и служба

Большую часть детства провел в Москве, куда семья переехала, когда Федору было 7 лет. Мальчик учился дома, под руководством домашнего педагога, известного поэта и переводчика, Семена Раича. Учитель привил подопечному любовь к словесности, отмечал у него дар к поэтическому творчеству, однако родители прочили сыну более серьезное занятие. Так как у Федора был дар к языкам (с 12 лет он знает латынь и переводит древнеримские стихи), в 14-летнем возрасте он начинает посещать лекции студентов-словесников в Московском университете. В 15 лет зачислен на курс Словесного отделения, вступил в Общество любителей российской словесности. Лингвистическое образование и степень кандидата словесных наук позволяют Тютчеву двигаться в карьере по дипломатической линии - в начале 1822 года Тютчев поступает в Государственную коллегию иностранных дел и практически навечно становится чиновником-дипломатом.

Следующие 23 года своей жизни Тютчев проводит на службе в составе Русской дипломатической миссии в Германии. Стихи пишет и переводит немецких авторов исключительно «для души», с литературной карьерой почти никак не связан. Семён Раич продолжает поддерживать связь с бывшим учеником, он печатает в своем журнале несколько стихотворений Тютчева, но они не находят у читающей публики восторженного отклика. Современники считали лирику Тютчева несколько старомодной, так как в ней чувствовалось сентиментальное влияние поэтов конца 18 века. Между тем, сегодня эти первые стихи - «Летний вечер», «Бессонница», «Видение» - считаются одними из самых удавшихся в лирике Тютчева, они свидетельствуют о уже состоявшемся поэтическом таланте.

Поэтическое творчество

Первую известность Тютчеву принес Александр Пушкин, в 1836 году. Он отобрал для печати в своем сборнике 16 стихотворений никому не известного автора. Есть свидетельства, что Пушкин подразумевал в авторе молодого начинающего поэта и предрекал ему будущее в поэзии, не подозревая, что тот имеет солидный стаж.

Поэтическим источником гражданской лирики Тютчева становится его работа - дипломат слишком хорошо осознает цену мирных отношений между странами, так как становится свидетелем выстраивания этих отношений. В 1848-49 годах поэт, остро прочувствовав события политической жизни, создает стихотворения «Русской женщине», «Неохотно и несмело...» и другие.

Поэтический источник любовной лирики - во многом трагическая личная жизнь. Впервые Тютчев женится в 23 года, в 1826 году на графине Элеоноре Петерсон. Тютчев не любил, но уважал жену, а она боготворила его так, как никто и никого. В браке, продлившемся 12 лет, родилось три дочери. Однажды в поездке семья попала в катастрофу на море - супругов спасли из ледяной воды, и Элеонора сильно простудилась. Проболев год, жена умерла.

Тютчев вновь женился через год на Эрнестине Дёрнберг, в 1844 году семья вернулась в Россию, где Тютчев вновь начал восхождение по карьерной лестнице - министерство иностранных дел, должность тайного советника. Но настоящие жемчужины своего творчества посвящал не супруге, а девушке, ровеснице его первой дочери, которую с 50-летним мужчиной свела роковая страсть. Стихи «О, как убийственно мы любим…», «Весь день она лежала в забытьи...» посвящены Елене Денисьевой и сложены в так называемый «денисьевский цикл». Девушка, уличенная в связи с женатым стариком, была отринута и обществом, и собственной семьей, она родила Тютчеву троих детей. К сожалению, и Денисьева, и двое из их детей умерли от чахотки в один год.

В 1854 году Тютчев впервые издается отдельным сборником, в приложении к номеру «Современника». Его творчество начинают комментировать Тургенев, Фет, Некрасов.

62-летний Тютчев вышел в отставку. Он много думает, гуляет в окрестностях поместья, много пишет пейзажной и философской лирики, издается Некрасовым в сборнике «Русские второстепенные поэты», обретает известность и подлинное признание.

Однако поэт раздавлен потерями - в 1860-е умерли его мать, брат, старший сын, старшая дочь, дети от Денисьевой и она сама. В конце жизни поэт много философствует, пишет о роли Российской империи в мире, о возможности выстраивания международных отношений на взаимном уважении, соблюдении религиозных законов.

Поэт скончался после серьезного инсульта, поразившего правую половину тела, 15 июля 1873 года. Он умер в Царском Селе, перед смертью успев случайно увидеться со своей первой любовью - Амалией Лерхенфельд и посвятив ей одно из самых своих известных стихотворений «Я встретил вас».

Поэтическое наследие Тютчева принято делить на этапы:

1810-20 годы - начало творческого пути. В лирике очевидно влияние сентименталистов, классической поэзии.

1820-30 годы - становление почерка, отмечается влияние романтизма.

1850-73 годы - блистательные, отточенные политические стихотворения, глубокая философская лирика, «Денисьевский цикл» - образец любовной и интимной лирики.

Биография Тютчева.

Жизнь и творчество Тютчева. Реферат

С самого детства входит в нашу жизнь странным, завораживающей чистотой чувства, ясностью и красотой образов поэзия Федора Ивановича Тютчева:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвиться и играя,

Грохочет в небе голубом …

Федор Иванович Тютчев родился 23 ноября / 5 декабря 1803 года в усадьбе Овстуг Орловской губернии Брянского уезда в средне-помещичьей, старо-дворянской семье. Первоначальное образование Тютчев получил дома. С 1813 года его учителем русского языка был С. Е. Раич, молодой поэт и переводчик. Раич знакомил своего ученика с произведениями русской и мировой поэзии и поощрял его первые стихотворные опыты. «С каким удовольствием вспоминаю я о тех сладостных часах, — рассказывал впоследствии в своей автобиографии Раич, — когда, бывало, весной и летом, живя в подмосковной, мы вдвоем с Ф. И. выходили из дома, запасались Горацием, или Вергилием кем либо из отечественных писателей и, усевшись в роще, на холмике, углублялись в чтение и утопали в чистых наслаждениях красотами гениальных произведений поэзии ». Говоря о необычных способностях своего «одаренного от природы» воспитанника, Раич упоминает о том, что «по тринадцатом году он переводил уже оды Горация с замечательным успехом». Эти переводы из Горация 1815 — 1816 годов не сохранились. Но среди ранних стихах поэта есть ода «На новый 1816», в которой можно увидеть подражания латинскому классику. Она была прочитана 22 февраля 1818 поэтом и переводчиком, профессором Московского университета А. Ф. Мерзляковым в Обществе любителей российской словесности. 30 марта того же года юный поэт был избран сотрудником Общества, а через год появилось в печати тютчивське свободное переложение из Горация-«Послания Горация к Меценату».

Осенью 1819 года Тютчев был принят в Московский университет на словесное отделение. Дневник этих лет товарища Тютчева, будущего историка и писателя М. П. Погодина, свидетельствует о широте их интересов. Погодин начал свой дневник в 1820 году, когда был еще студентом университета, увлеченным молодым, открытым для «впечатлений бытия», мечтавшие о «золотой век», о том, что через сто, через тысячу лет «не будет богатых, все сравняются» . В Тютчеву он нашел того «прекрасного молодого человека», каждый мог проверять и доверять свои мысли. Они говорили о «будущее образование» в России, о «свободном благородный дух мыслей», о оду Пушкина «Вольность» … 3. Обличительный тираноборчицький пафос «Вольности» был сочувственно воспринят молодым поэтом, и он ответил стихотворным посланием Пушкину («К оде Пушкина на вольность»), в котором приветствовал его как обличителя «тиранов закоснелых». Однако свободомыслие юных мечтателей носило в достаточной степени умеренный характер: Тютчев сравнивает «огонь свободы» с «пламенем божьим», искры которого сыплются на «чела бледных царей», но в то же время, приветствуя глашатая «святых истин», он призывает его «рознижуваты», «умилять», «смягчать» сердца царей — не затмевая «блеска венца».

В юношеском стремлении постичь всю полноту бытия университетские товарищи обращались к литературе, истории, философии, все подвергая своему критическому разбору. Так возникали их споры и беседы о русский, немецкий и французский литературе, «влияние, которое словесность одного языка имеет на словесность другого», о курсе лекций по истории русской литературы, они слушали на словесном отделении.

В раннем интересе Тютчева к идеям далеких друг от друга мыслителей отразились и поиски собственных решений, и ощущение сложности, неоднозначности этих решений. Тютчев искал свое собственное прочтение «книги природы», в чем убеждает нас все его дальнейшее творчество.

Университет Тютчев закончил за два года. Весной 1822 года он был уже зачислен на службу в Государственную коллегию иностранных дел и назначен сверхштатным чиновником при русской дипломатической миссии в Мюнхене, вскоре уехал за границу. Первые шесть лет пребывания за границей поэт числился «сверх штат» при русской миссии и только в 1828 году получил место второго секретаря. Эту должность он занимал вплоть до 1837 года. Не раз в письмах к родным и знакомым Тютчев шутливо писал о том, что слишком затянулось его ожидание повышения, и так же шутливо объяснял: «Потому что я никогда не относился к службе серьезно, — справедливо, чтобы служба также смеялась надо мной».

Тютчев был противником крепостного права и сторонником представительной, установленной формы правления — больше всего, конституционной монархии. С большой остротой Тютчев осознавал несоответствие между своим представлением о монархии и ее действительное воплощение в российском самодержавном строе. «В России канцелярия и казармы», «все движется вокруг кнута и чина», — в таких саркастических афоризмах выразил Тютчев, приехавший в Россию в 1825 году, свои впечатления от аракчеевского режима последних лет царствования Александра I.

За границей Тютчев пробыл более двадцати лет. Там он продолжает много переводить. От Горация, Шиллера, Ламартина, привлекавшие его внимание еще в Москве, он обращается к Гете и к немецким романтикам. Первым из русских поэтов Тютчев переводит стихи Гейне, и притом до выхода в свет «Путевых картин» и «Книги песен», сделали имя автора столь популярным в Германии. С Гейне одно время его связывают дружеские отношения. В писем 1828 года К. А. Фарнхагену фон Энзе Гейне называл дом Тютчев в Мюнхене (в 1826 году Тютчев женился на вдове русского дипломата Элеоноре Петерсон) «прекрасным оазисом», а самого поэта — своим лучшим тогдашним другом.

Конечно, переводами не ограничивалась поэтическая деятельность Тютчева этих лет. В 20-30-е годы он пишет такие оригинальные стихи, свидетельствующие о зрелости и самобытности его таланта.

Весной 1836 года, выполняя просьбу бывшего сослуживца по русской миссии в Мюнхене кн. И. С. Гагарина, Тютчев послал в Петербург несколько десятков стихотворений. Через Вяземского и Жуковского с ними познакомился Пушкин, встретил их с «удивлением» и «захватом» — с удивлением и восторгом перед «неожиданным появлением» стихотворений, «выполненные глубины мыслей, яркости красок, новости и силы языка». Двадцать четыре стихотворения под общим заголовком «Стихотворения, присланные из Германии» и с подписью «Ф. Т. »появились в третьем и четвертом томах пушкинского« Современника ». Печать стихов Тютчева на страницах «Современника» продолжалось и после смерти Пушкина — вплоть до 1840 года. За некоторыми исключениями, они были отобраны еще самим Пушкин.

В 1837 году Тютчев был назначен старшим секретарем русской миссии в Турине, а затем вскоре — поверенным в делах. На время оставив семью в Петербурге, в августе 1837 года Тютчев уехал в столицу сардинская королевства и через четыре с половиной месяца по приезде в Турин писал родителям: «Поистине, мне здесь совсем не нравится и только безусловная необходимость заставляет меня мириться с подобным существованием. Оно лишено всякого рода занимательности и представляется мне плохим спектаклем, тем более скучным, что он насылает скуку, тогда как единственной его достоинством было забавлять. Такое точно и существование в Турине.

30 травня/11 июня 1838 года, как рассказывал потом сам поэт в письме к родителям, ему пришли сообщить, что у Любека, у берегов Пруссии, сгорел русский пассажирский пароход «Николай I», который вышел из Петербурга. Тютчев знал, что на этом пароходе должны были его жена и дети, направлявшиеся в Турин. Он тотчас же выехал из Турина, но только в Мюнхене узнал подробности о том, что случилось.

Пожар на теплоходе вспыхнул в ночь с 18/30 на 19/31 мая. Когда разбуженные пассажиры выбежали на палубу, «два широких столба дыма пополам с огнем поднимались по обеим сторонам трубы и вдоль мачт началась ужасная суматоха, что уже и не прекращалась. Беспорядки были невообразимый … »- вспоминал в своем очерке« Пожар на море »И. С. Тургенев, который тоже был на этом пароходе.

Элеонора Тютчева обнаружила во время катастрофы полное самообладание и присутствие духа, но и без того слабое здоровье ее было окончательно подорвано пережитым в эту страшную ночь. Смерть жены потрясла поэта, затмив много лет горечью воспоминаний:

Твой милый образ, незабвенный,

Он передо мной везде, всегда,

Доступен, неизменный,

Как ночью на небе звезда …

В пятилетнюю годовщину смерти Элеоноры Тютчев писал той, которая помогла перенести вес потери и вошла в жизнь поэта, по его собственному признанию, как «земной призрак»: «Сегодняшнее число-9 сентября — печальное для меня число. Это был самый ужасный день в моей жизни, и не будь тебя, он был бы, вероятно, и моим днем »(письмо Ернестины Федоровна Тютчева от 28 августа / 9 сентября 1843 года).

После вступления во второй брак с Ернестиною Дернберг Тютчев вынужден был подать в отставку из-за самовольный отъезд в Швейцарию по случаю венчания, которое состоялось 17/29 июля 1839 года. Подав в отставку, осенью 1839 года Тютчев вновь поселился в Мюнхене. Однако дальнейшее пребывание на чужбине, не обусловленное служебным положением, становилось все более и более тяжелым для поэта: «Хоть я и не привык жить в России, — писал он родителям 18/30 марта 1843 года, — но думаю, что невозможно быть более прив «связанным к своей стране, чем я, более постоянно озабоченным тем, что в ее относится. И я заранее радуюсь тому, что снова окажусь там ». В конце сентября 1844 Тютчев с семьей вернулся на родину, а через полгода был вновь зачислен в ведомство Министерства иностранных дел.

Петербургский период жизни поэта отмечен новым подъемом его лирического творчества. В 1848-1849 годах он пишет действительно сделаны стихи: «Неохотно и несмело …», «Когда в кругу убийственных забот …», «Слезы людские, о слезы людские …», «Русской женщине», «Как Дымный столб светлеет в вышине … »и др.. В 1854 году в приложении к мартовскому того «Современника» вышел первый сборник стихов Тютчева, а в майской книжке того же журнала появилось еще девятнадцать стихотворений. В том же году стихи Тютчева вышли отдельным изданием.

Появление сборника стихов Тютчева было большим событием тогдашней литературной жизни. В «Современнике» выступил со статьей «Несколько слов о стихотворениях Ф. И. Тютчева» И. С. Тургенев «… Мы не могли душевно не порадоваться, — писал Тургенев, — собранию воедино разбросанных доселе стихотворений одного из самых замечательных наших поэтов, как бы переданного нам приветом и одобрением Пушкина ». В 1859 году в журнале «Русское слово» была помещена статья А. А. Фета «О стихотворениях Ф. Тютчева», в которой говорилось о нем как о самобытного «властелина» поэтической мысли, который способен соединять «лирическую смелость» поэта с неизменным «чувством меры». В том же 1859 году появилась знаменитая статья Добролюбова «Темное царство», в которой среди суждений об искусстве встречается оценка особенностей поэзии Тютчева, ее «жгучей страстности» и «суровой энергии», «глубокой думы, возбужденного не одними стихийными явлениями, но и вопросами нравственными, интересами общественной жизни ».

В ряде новых созданий поэта выделяются замечательные по своей психологической глубине стихотворения: «О, как убийственно мы любим …», «Предопределение», «Не говори: меня он, как и прежде, любит..», «Последняя любовь» и некоторые другие. Дополнены в последующие годы такими поэтическими шедеврами, как «Весь день она лежала в забытьи …», «Есть и в моем страдальческом застое …», «Сегодня, друг, пятнадцать лет прошло. . »,« Накануне годовщины 4 августа 1864 г. »,« Нет дня, чтобы душа не ныла … », — они составили так называемый« Денисовский цикл ». Этот цикл стихотворений представляет как бы лирическую повесть о любви, пережитой поэтом «на склоне лет», — о любви его к Елене Александровне Денисовой. Их «беспределе» в глазах общества отношения продолжались в течение четырнадцати лет. В 1864 году Денисова умерла от чахотки. Не сумев оградить любимую женщину от «суда людского», Тютчев в страданиях, причиненных ей двусмысленным ее положением в обществе, обвиняет прежде всего самого себя.

Политическое мировоззрение Тютчева в основном складывается к концу 40-х годов. За несколько месяцев до своего возвращения на родину он выпускает в Мюнхене брошюру на французском языке «Письмо г-ну доктора Густава Кольбе» (впоследствии перепечатывалась под названием «Россия и Германия»). В этом произведении, посвященном взаимоотношениям царской России с германскими государствами, Тютчев в противовес Западной Европе выдвигает Европу Восточную как особый мир, живущий своей самобытной жизнью, где «Россия во все времена служила душой и движущей силой». Под впечатлением западноевропейских революционных событий 1848 года Тютчев задумывает большой философско-публицистический трактат «Россия и Запад». Сохранились лишь общий план этого замысла, две главы, обработанные в виде самостоятельных статей на французском языке («Россия и революция», «Папство и римский вопрос» — опубликованы в 1849, 1850 годах), и конспективно наброски других разделов.

Как свидетельствуют эти статьи, а также письма Тютчева, он убеждается в том, что «Европа трактатов 1815 года» уже перестала существовать и революционное начало глубокий «проникло в общественную кровь». Видя в революции только стихию разрушения, Тютчев ищет результат той кризисе, колеблет мир, в реакционной утопии панславизма, преломленной в его поэтическом воображении как идея единения славян под эгидой русского — «всеславянского» царя.

В поэзии Тютчева 50-60-х годов усиливается трагизм восприятия жизни. И причина этого-не только в пережитой им драме, связанной с любовью к Е. А. Денисовой и ее смертью. В его стихах возникают обобщенные образы пустынного края, «бедных поселков», «бедного нищего». Резкий, беспощадный жестокий контраст богатства и бедности, роскоши и обездоленности отражен в стихотворении «Пошли, господи, свою отраду …». «Безнадежно-грустными, раздирающих душу предсказаниями поэта» выполнен стихотворение «Российской женщине». Зловещий образ нечеловеческого «света», что губит клеветой весь лучше, образ света-толпы, возникает в стихах «Две силы есть — две роковые силы …» и «Чему молилась ты с любовью …».

В 1858 году назначен председателем Комитета цензуры иностранной, Тютчев не раз выступал в роли заместителя изданий, подвергнутых цензурной каре, находившихся под угрозой преследования. Поэт был глубоко убежден в том, что «нельзя накладывать на умы безусловное и слишком продолжительное сжатие и гнет без существенного вреда для всего общественного организма», что задача правительства должна заключаться не в подавлении, а в «направлении» печати. Реальная действительность, равно постоянно говорила о том, что для правительства Александра II, как и для правительства Николая I, единственно приемлемым методом «направления» печати был метод полицейского преследования.

Хотя Тютчев до конца своих дней занимал должность председателя Комитета цензуры иностранной (умер поэт 15/27 июля 1873 года), и служба, и придворно-бюрократическое окружение обременяли его. Среда, к которой принадлежал Тютчев, была далека ему, не раз из придворных церемоний он выносил чувство досады, глубокой неудовлетворенности собой и всем окружающим. Поэтому чувством тоски, одиночества, разочарования проникнуты почти все письма Тютчева. «Я его люблю, — писал Л. Толстой, — и считаю одним из тех несчастных людей, что неизмеримо выше толпы, среди которой живут, и потому всегда одиноки».

Дворянский род Тютчевых был хорошо известен в России. Из этой семьи вышли многие государственные деятели, военные, посланники. Их уютное поместье называлось Овстуг, располагалось в тогдашней Орловской губернии, и именно там родился будущий дипломат и поэт. Это произошло 5 декабря 1803 года (или 5 декабря, если считать по старому стилю). Мать Екатерина Львовна происходила из графского рода Толстых. Отец Иван Николаевич был рачительным хозяином. В семье царили лад и любовь, но из шестерых детей до зрелых лет дожили всего трое - Федор, Николай и Дарья. Раннее детство Федя провел в родительском имении, дома же получил начальное образование. Сначала к нему был приставлен дядька Николай Хлопов. Потом, когда семья переехала в Москву, педагогом Феди оказался известный переводчик Семен Егорович Раич. Он обучил своего воспитанника не только латинскому языку, но и стихосложению. Тютчев еще дома освоил и современные ему иностранные языки. На вопрос, во сколько лет он начал писать, Тютчев отвечал, что литературную деятельность начал как переводчик с латыни. “Оды” Горация он начал перекладывать на русский язык, когда ему было двенадцать лет. Привлекала его и русская классическая поэзия - от и Кантемира до Жуковского и Державина.

Университетские годы Тютчева

Четырнадцатилетнему Тютчеву было позволено посещать Московский университет как вольнослушателю – то есть он не должен был сдавать экзамены и не мог получить диплом, но мог присутствовать на лекциях. Обычно такие лекции слушали те, кто затем поступал в университет. Так поступил и Тютчев, только студентом он стал даже раньше положенного времени – зачисления еще не было, но его уже взяли. Это случилось в конце 1818 года, а год спустя его приняли в Общество любителей российской словесности.

Семья и карьера Тютчева

В 1821 году Тютчев успешно начал подниматься по служебной лестнице. Он хорошо окончил университет и выбрал дипломатическую службу. Его сразу же отправили в Германию. Правда, штатным сотрудником, дипломатической миссии он пока не имел. Зато эта поездка оказалась очень интересной в творческом и личном плане. Он познакомился с известным немецким поэтом Гейне и философом Шеллингом . Здесь же он знакомится и со своей будущей женой Элеонорой, которая происходила из немецкого графского рода Ботмеров. Они поженились в 1826 году. От этого брака родились три дочери. Союз не был продолжительным. В середине 30-х гг. Федор, Элеонора и их дети отправились морем в Италию, но на Балтике корабль потерпел крушение. Пассажиров спасли, но жена Тютчева после этой истории тяжело заболела и уже не смогла оправиться. Она умерла в 1838 году, и эта безвременная смерть очень сильно подействовала на поэта. После ночи, проведенной у ее гроба, Федор Иванович стал совершенно седым.

В это время он был уже известным поэтом – после того, как в “Современнике”, который издавал , напечатали полтора десятка стихотворений, написанных в Мюнхене. Среди них были те, что потом стали классикой - “Весенняя гроза”, “Зима”, “О чем ты воешь, ветр ночной…”, “Листья”, а также переводы.

Второй брак

Несмотря на то, что Тютчев искренне любил свою первую жену, долго в одиночестве он не остался. Уже через год он женился вторично. Его избранницей стала Эрнестина Дернберг. Они познакомились раньше, когда у поэта еще была первая семья, на балу, и эту романтическую историю описывала в своей автобиографии сама Эрнестина. Якобы ее муж во время бала почувствовал себя плохо, уехал один и поручил свою супругу молодому русскому дворянину, а через несколько дней умер. Молодой русский дворянин исполнил пожелание умирающего. От этого брака родились двое сыновей, Дмитрий и Иван.

Положительный облик России

Дипломатическая карьера по объективным причинам в это время прервалась. Злые языки поговаривали, что поводом послужил известный скандал - легкомысленное поведение русского атташе. Будучи еще женатым человеком, он фактически создал вторую семью, за что на самом деле и был отправлен в Италию. Светские сплетники приводили и другие интересные факты из жизни поэта и его семьи. Как бы то ни было, карьера возобновилась только в 1843 году, после встречи Тютчева с Бенкендорфом - шефом знаменитого Третьего отделения.
Важно! Главным результатом этой встречи стал большой интерес Николая Первого к особе Тютчева и к тому, какие идеи он предлагал. Царь заинтересовался работой Тютчева, посвященной отношениям России и Германии. Статья вышла без подписи, однако такие вещи устанавливались легко.
В середине 40-х Федор Иванович вернулся в Петербург и снова начал работать в Министерстве иностранных дел.

Литературная деятельность Тютчева

Федор Иванович Тютчев сравнительно редко публиковал свои стихи. Зато довольно часто участвовал в дискуссиях и печатал другие произведения, главным образом публицистику, написанную по-французски. В начале 40-х гг. он увлекся идеей панславизма, чему предшествовало знакомство с одним из чешских общественных деятелей, Вацлавом Ганкой. В конце десятилетия, после революций во многих европейских странах, он задумал публицистический трактат “Россия и Запад”, но довести до конца эту работу ему было не суждено. Из-под его пера вышли также очерки политической жизни России. Стихотворения Тютчева, написанные в эти годы, разительно отличаются от более поздних. Это, скорее, зарифмованная публицистика, о чем говорят даже названия – “Современное”, “Гус на костре”. Вообще творчество его делят на три периода – ранний, средний и поздний. Средний период продолжался с 20-х до 50-х годов XIX века.

Поздний период творчества Тютчева

К середине 50-х стихов у Тютчева было много, однако лишь в 1854 году он решился на издание сборника. Это было самое полное прижизненное издание его лирики, где были опубликованы в том числе и ранние стихи. В это время на его жизненном пути появилась новая муза – Елена Денисьева. Любовная история получилась краткой, но стихов написано было немало. Фактически он снова жил на два дома. От союза с Денисьевой родилось трое детей. Вторая жена поэта Эрнестина прожила долгую жизнь и в конце концов простила мужа, но было это уже незадолго до его смерти. А в 50-60 гг. Тютчев посвящал стихи Денисьевой. Его возлюбленная скончалась в 1864 году, а перед этим долго и тяжело болела. Поэт не отходил от нее и написал об этом тяжелом периоде цикл стихов, которые получили название “Денисьевские”. Между тем, карьера его шла своим чередом. Если следовать хронологии, то в 1857 году стал действительным статским советником, а в 1865 - тайным советником, это были очень высокие чины в Табели о рангах.

Последние годы Тютчева

Смерть Денисьевой стала для Тютчева началом конца. Служебные дела его шли своим чередом, и он даже подружился с новым министром иностранных дел, который был назначен на этот пост после Крымской войны. Это был князь Александр Горчаков, соученик Пушкина по Царскосельскому лицею. Горчаков был тонким ценителем литературы. Уважал он Тютчева и как умного человека и талантливого дипломата. Однако личная жизнь пошла кувырком. После Денисьевой умерла мать писателя, затем брат, племянник, одна из дочерей. Все это сказалось на здоровье немолодого уже человека самым печальным образом. В то время он находился в Царском Селе. Один удар настиг его в конце 1872 года. Больной выжил, но левую руку его парализовало. Его постоянно мучили головные боли. В конце концов наступил второй удар, и 15 июля 1873 года Тютчев умер. Три дня спустя гроб привезли в Петербург. Поэт похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря. Могила его находится недалеко от входа.

  • Тютчев считал себя скромным любителем литературы и никогда не стремился стать профессиональным литератором.
  • Он был старше своей последней музы почти на четверть века, но пережил ее почти на десять лет.
  • У Тютчева в общей сложность было девять детей, но ни один из них не стал писателем или поэтом.
  • Главной ценностью человеческой жизни Тютчев считал счастье.
Еще больше интересных фактов и повтор основных событий из жизни Ф. И. Тютчева смотрите в предложенном видео.
им. В.Г.Белинского

Контрольная работа

по истории отечественной литературы

на тему «Творчество Ф.И. Тютчева»

Выполнила: студентка 1 курса

заочного отделения

Пензенского государственного

педагогического университета

им. В.Г.Белинского

факультета начального

и специального образования

Кадеркаева Светлана Владимировна

Преподаватель: Подина Лариса Вячеславовна

Проверила:

План

1.Вступление.
2.Краткие биографические данные. Творческий путь великого поэта.
3. Основные мотивы лирики Тютчева:

1)философская лирика;

2)пейзажная лирика;

3)любовная лирика.

4.Заключение

В «многоводном» потоке русской литературы IX века, щедро одарившей человечество бесценными духовными сокровищами, особое место принадлежит моему любимому поэту серебряного века Фёдору Ивановичу Тютчеву. Хотя при жизни он не был общепризнанным поэтом, в наше время он занимает важное место в русской литературе.

Федор Иванович Тютчев родился 5 декабря (23 ноября) 1803 года в селе Овстуг Орловской губернии в семье потомственного русского дворянина И.Н.Тютчева. Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования способности к учению. Он получил хорошее домашнее образование, которым с 1813 года руководил С.Е.Раич, поэт-переводчик, знаток классической древности и итальянской литературы. Под влиянием учителя Тютчев рано приобщился к литературному творчеству и уже в 12 лет успешно переводил Горация.

На поэтическом поприще Тютчев стал блистать с четырнадцати лет, когда в Обществе любителей российской словесности авторитетнейший ученый Мерзляков прочел его стихотворение «Вельможа», правда весьма подражательное, но преисполненное гражданским негодованием противу «сына роскоши»:

…И ты ещё дерзнул своей рукою жадной

Отъять насущный хлеб у вдов и у сирот;

Изгнать из родины семейство безотрадно!…

Слепец! стезя богатств к погибели ведет!…

В 1819 году было опубликовано вольное переложение «Послания Горация к Меценату» - первое выступление Тютчева в печати. Осенью 1819 года он поступает на словесное отделение Московского университета: слушает лекции по тории словесности и истории русской литературы, по археологии и истории изящных искусств.

Окончив в 1821 году университет, Тютчев едет в Петербург, где получает место сверхштатного чиновника русской дипломатической миссии в Баварии. В июле 1822 года он отправляется в Мюнхен и проводит там 22 года.

За границей Тютчев переводит Шиллера, Гейне, и это помогает ему приобрести свой голос в поэзии, выработать особый, неповторимый стиль. Кроме того, там он близко сошелся с философом-романтиком Фридрихом Шеллингом и свободолюбивым поэтом Генрихом Гейне.

Значительным событием в литературной судьбе поэта стала подборка его стихов в пушкинском «Современнике» (24 стихотворения) опубликованная в 1836 году под заголовком «Стихи, присланные из Германии».

Затем в публикациях Тютчева возникает долгая пауза, но именно в это время окончательно формируется его политическое мировоззрение. В 1843-1850 годах Тютчев выступает с политическими статьями «Россия и Германия», «Россия и Революция», «Папство и римский вопрос», задумывает книгу «Россия и Запад».

Осенью 1844 года Тютчев, наконец, вернулся на родину. В 1848 году он получает должность старшего цензора при министерстве, а в 1858 году назначается председателем «Комитета цензуры иностранной».

С конца 40-х годов начинается новый подъем лирического творчества Тютчева. Н.А.Некрасов и И.С.Тургенев ставят его в один ряд с Пушкиным и Лермонтовым. В виде приложения к журналу «Современник» напечатаны 92 стихотворения Федора Ивановича. В одном из номеров журнала была опубликована статья И.С.Тургенева «Несколько слов о стихотворениях Ф.И.Тютчева», содержащая пророчество: Тютчев «создал речи, которым не суждено умереть». В дальнейшем высокая оценка поэзии Тютчева будет высказана писателями и критиками разных литературных группировок и направлений. Всё это означало, что к Тютчеву пришла слава.

Однако среди всех своих современников - от Пушкина и Лермонтова до Некрасова и Достоевского, Чернышевского и Льва Толстого - он в наименьшей степени был профессиональным литератором. С двадцати лет и до самой смерти, то есть полвека, он состоял в чиновниках, вполне беспечно относясь при этом к своим служебным обязанностям. Но всю свою жизнь раскаляем был политическими треволнениями времени.

Ф.И.Тютчев – весьма благополучный поэт. Он имел и положение в обществе, и отличную службу, и успех у прекрасных дам, верных друзей. Литературная слава пришла к Тютчеву на шестом десятке лет его жизни. Некрасов открыл этот поэтический талант публикацией стихотворений в «Современнике», сделав дипломата, чиновника, автора политических записок известнейшим поэтом – лириком России.

Среди ведущих тем лирики Ф.И.Тютчева можно выделить философскую, любовную, пейзажную.

Философская лирика поэта на первый взгляд созвучна идеям немецкой романтической школы, с которыми он был хорошо знаком, так как много лет провел на дипломатической службе в Германии, с другой стороны его размышления о мире и человеке поражают глобальной масштабностью.

Тютчевский мир трагичен, на его стихотворениях лежит печать сложности, мучительных раздумий, раздвоенности, противоречивости. По своим философским взглядам поэт был «пантеистом», то есть высшей силой, перед которой может преклониться человек, являлась для него природа. Но духовная жизнь, по представлениям поэта, была сложна и противоречива. Его восприятие жизни вызывало настроение глубокого трагизма, ставшего основным мотивом творчества поэта. В глубине существования природы волнуется некая первозданная, темная, всепоглощающая стихия бытия, которую он называл «хаосом» или «бездной». Весь видимый мир является только кратковременным всплеском этой безликой лучины жизни.

Любимое время суток Тютчева – вечер, ночь, когда оживают тайные силы. Если дневной мир ясен, светел, то изображение ночи связано с ощущением тревоги, страха. Видимый мир – это покров, скрывающий «древний хаос». Он стремится вырваться наружу в гражданских потрясениях, в мятеже. «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые».

Жизнь человеческая сопоставляется у Тютчева со сменой времен года: весна-молодость, лето-зрелость... Природа и человек живут по одним законам, человек – неотъемлемая часть природы, «мыслящий тростник».

Такое понимание жизни придает всему философскому мировосприятию поэта трагический характер. «Когда испытываешь сознание хрупкости и непрочности всего в жизни, - писал Тютчев, - то существование, помимо духовного роста, является лишь бессмысленным кошмаром».

Таким образом, всякое индивидуальное существование представлялось ему чем-то неизбежно обреченным на исчезновение.

Человек в «борении стихий» видится поэту «беспомощным», «ничтожной пылью», «мыслящим тростником». Судьба и стихии владеют человеком и его жизнью, участь человеческая, поэтому подобна льдине, тающей на солнце и уплывающей «во всеобъемлющем море» «в бездну роковую».Из всего боренья стихий и страстей есть один выход, один возможный путь:

Когда пробьет последний час природы,

Состав частей разрушится земных;

Все зримое опять покроют воды,

И божий лик изобразится в них…

Но при этом Тютчев прославляет борьбу, мужество, бесстрашие человека, с которым этот «мыслящий тростник» сопротивляется судьбе. «Мужайтесь, боритесь, о храбрые души, как бой ни жесток, ни упорна борьба!»

Перелистывая сборник стихов Тютчева, я всегда задерживаю свой взгляд на стихотворениях и природе. Почему? Может быть, это потому, что в детстве впервые услышав первые стихи Тютчева, они до сих пор волнуют душу, наполняют ее безграничной любовью ко всему: к человеку, к природе, может быть, потому, что стихи о природе мне более понятны. Я наизусть помню и сейчас:

Люблю грозу в начале мая.

Когда весенний первый гром.

Как ба резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Есть в осени первоначальной

Прекрасная, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

Ф. И. Тютчева принято называть певцом любви и природы. Он был действительно мастером стихотворных пейзажей, но его вдохновенные стихи начисто лишены пустого и бездумного любования, они глубоко философичны. Вся природа одушевляется поэтом: родниковый ключ таинственно шепчет, «Ночь хмурая, как зверь жестокий глядит из каждого куста». Природа в его стихах одухотворенна, мыслит чувствует, говорит:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик-

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Изображая природу как живое существо, Тютчев наделяет ее не только разнообразными красками, но и движением. Поэт рисует не одно какое-нибудь состояние природы, а показывает ее в разнообразии оттенков и состояний. Это то, что можно назвать бытием природы. В стихотворении «Вчера» Тютчев изображает солнечный луч. Мы не только видим движение луча, как он постепенно пробрался в комнату, но и чувствуем, как луч прикасается к нам. Живое богатство тютчевской природы ограничено. Далеко не все предметно-живое трогает поэта. Природа у Тютчева универсальна, она проявляется не только на земле, но и через космос. В стихотворении «Утро в горах»начало читается как пейзажная зарисовка:

Лазурь небесная смеется,

Ночной омытая грозой,

И между гор росисто вьется

Лишь высших гор до половины