Что значит родной язык для человека? Роль родного языка для человека. Родной язык — великая ценность Что дает современному человеку изучение родного языка

Постоянное проживание в одной и той же среде не дает возможности в полной мере понять, что значит родной язык для человека. Когда нет трудностей в преодолении языкового барьера, мало кто задумывается о роли общения для психологического, морального состояния каждого индивида. Поколебать уверенность и покой иногда может только приезд иностранцев. Даже малейшая разница в языках с жителями стран дает понять, насколько трудно приходится человеку без понимания речи собеседника.

Значимость разговорного навыка в жизни человека

С самого рождения ребенку прививают знания, навыки, которые помогут в жизни. И именно речь - это одно из наиболее важных умений, которыми овладевает маленький человек. Вспомните, как неловко себя чувствуешь, когда не можешь понять, что же конкретно хочет от тебя малыш двух лет. Лепеча и коверкая слова, он изо всех сил пытается донести свою точку зрения, желание, эмоции. И если взрослым просто трудно понять такой «разговор», то ребенку подчас еще сложнее. Несмотря на все его усилия, он так и остался неуслышанным. Именно с такого возраста важно формировать у детей понимание того, что значит родной язык для человека, прививать любовь к слову.

Как воспитать в к родному языку?

Очень важно помогать детям учить язык. И это касается не только школьной программы. В учебных заведениях педагоги отшлифовывают уже полученный малышом базис, расширяя словарный запас, исправляют некоторые ошибки, которые присутствуют в речи ребенка и его окружения. Но нельзя все надежды возлагать только на школьную программу, которая ограничена рамками, временем и методиками. Педагоги не всегда могут донести до своих учеников роль родного языка в жизни человека. Обсуждения, чтение, просмотр фильмов, прослушивание песен в домашней непринужденной обстановке станут залогом не только совместного времяпрепровождения, но и сохранности родного языка.

Язык народа - зеркало его души, культурное наследие

Язык - это не только инструмент для общения между разными людьми. Значение родного языка в жизни человека куда более глубокое и важное. Он является носителем культуры, менталитета, традиций и истории каждого народа. В мире насчитывается более 6 тысяч разных языков. Какие-то из них похожи, и представители расположенных рядом стран могут понять устную речь друг друга полностью или частично, другие абсолютно непонятны и не имеют ничего схожего с родным для человека наречием. Даже в пределах одной страны могут быть в ходу разные диалекты.

Каждый из них - это изюминка края, его душа. Ведь язык - это отображение мысли как одного отдельно взятого человека, так и группы людей, целой нации. Это определяющая составляющая национального единства, объединяющая разных по духу, способу существования, социальным аспектам людей. Высказывание Э. Сепира очень характерно описывает роль языка в становлении культуры как явления и культуры отдельно взятого человека: «Культуру можно определить как то, что данное общество делает и думает. Язык же есть то, как думают».

В гостях хорошо, но дома лучше

Тем легче осознать, что значит родной язык для человека, чем дальше он находится от родного дома. Очень остро эту проблему ощущают эмигранты, которые в силу разных обстоятельств вынуждены были покинуть свою родину. Необходимость в общении, которую невозможно удовлетворить в полной мере при помощи разговора на чужом наречии, подталкивает людей на создание групп по интересам, общин, диаспор. Очень часто такие сообщества хранят вековые традиции куда более трепетно и надежно, чем их соотечественники, не испытывающие трудностей подобного характера.

Очень важно иметь возможность ежедневно слышать, говорить, осознавать родной язык. В он является некой тропинкой, связывающей его с домом и близкими людьми. Не зря многие, не выдержав разлуки с родным краем, страдая от ностальгии, так и не могут прижиться на чужбине. Часто причиной этого становится не только экономический аспект, разная ментальность и привычки. Невозможность свободного общения на том языке, на котором думаешь, становится непреодолимым препятствием на пути к постоянному проживанию за границей.

Ведь отсутствие разговорной практики, письма, чтения могут привести к забыванию, искажению даже родного языка, которым человек пользуется с самого рождения. Конечно, некие бытовые фразы, впитанные с молоком матери, не исчезнут навсегда, но словарный запас, возможность свободно и без акцента разговаривать могут быть утеряны. Тем важнее стараться сохранить частичку своей родины, лелеять и воспевать ее посредством слова.

Нужно ли учить ребенка родному языку, проживая за границей?

Для каждого человека родной язык - это язык, на котором он разговаривает с рождения, это колыбельные мамы, первые вопросы и ответы. Однако как быть с детьми, рожденными в чужой для родителей стране, или теми, кто переехал в новую местность еще совсем малышом? Как определить, какой язык родной для них? Как объяснить разницу между двумя разными способами выражать свои мысли и чувства?

Тенденции современного мира таковы, что знание нескольких иностранных языков - это уже не прихоть или желание родителей. Чаще всего это необходимость, без которой во взрослой жизни трудно сориентироваться, устроиться на хорошую работу. Психологи и педагоги утверждают, что малышу гораздо проще выучить язык, чем взрослому человеку. При этом основная база закладывается в очень юном возрасте, еще до школы. Способность мозга воспринимать информацию в данный период жизни колоссальная. Дети, проживая в двуязычной стране или семье, свободно могут общаться как на общепринятом, так и на родном для себя языке.

Родителям очень важно уделять много внимания именно родной речи, ведь школа, общение со сверстниками помогут ребенку грамотно и четко изъясняться на нужном для жизни языке. Но полное отсутствие или недостаток практики приведут к тому, что родной язык полностью сотрется из памяти, забудется и оборвется незримая нить, соединяющая человека и его родину.

Как преодолеть языковой барьер

Часто проблемы в общении возникают из-за неспособности человека решить эту задачу. Обширный словарный запас, понимание основ грамматики, способов построения предложений все равно не дают возможности свободного общения. Такие трудности происходят из-за непонимания именно разговорного языка. Приобретение нужных навыков происходит только во время живого общения, посредством чтения художественной литературы, периодики, просмотра кино. При этом важно не забывать совершенствовать произношение отдельных слов и фраз. Что значит родной язык для человека, поможет выяснить владение несколькими наречиями. И только ощущая разницу, можно действительно понять, насколько сильно любишь свою страну и ее язык.

Однажды Конфуция спросили, каким был бы его первый шаг в управлении государством. На это он ответил: «Первое, что я сделаю - возьму под свой контроль состояние и функционирование государственного языка». Конфуций понимал, что язык является единственным способом передачи мысли, единственным средством, которое обеспечивает жизнь государства во всех его сферах деятельности. Если каждый из нас четко и однозначно будет выражать свои мысли, то это принесет успех государству. Если же в использовании языка отмечаются неточности, ошибки, то это ведет к нарушению традиций, правил, культуры. А если нарушится этническая традиция, духовная связь поколений, то это грозит вымиранию народа. «Если язык перестанет выполнять свою функцию, что предпримет народ, как он выйдет из этого положения?», - спрашивал Конфуций. И сам же отвечал на этот вопрос: «С утратой языка народ тоже уйдет в небытие». И по сей день слова Конфуция остаются актуальными, современными и злободневными.

Понятно, что язык - это естественное средство социального и личностного общения. Он выполняет много функций, и особая роль принадлежит родному языку. Язык имеет свои законы, по которым он живет, и эти же законы его ограничивают. Самым загадочным и мало доступным для науки является момент создания того или иного языка. Несмотря на наличие в науке различных теорий происхождения языка вообще и конкретного в частности, вопрос о национальном языке остается загадкой. Образно говоря, между всеми говорящими на определенном языке существует секретный договор, который позволяет им пользоваться языком и выражать самые сложные мысли.

Язык существует в звуковой форме, он материален.

  • - Язык является средством информации.
  • - Язык возник в человеческом коллективе, и общество существует благодаря языку.
  • - Полное понимание между членами коллектива, говорящего на этом языке, возникает на основе языка.
  • - Владение языком является критерием уровня умственного развития.
  • - Язык - живой организм. Это социальное и общественное явление.

На фоне всего сказанного выше, хотелось бы остановиться на понятии родного языка.

До шестилетнего возраста ребенок приобретает навыки владения родным языком, знания которого он совершенствует в течение всей жизни. И в последующие годы жизни, при изучении любого другого языка, базовым остается родной язык, без знания которого изучить иностранный язык невозможно. Даже если человек становится билингвом, а второй язык им приобретен, он сохраняет свой родной язык первым, благодаря чему душа наша чувствует себя тепло и уютно и волей-неволей вся гамма эмоций выплескивается на родном языке: гнев, ненависть, энтузиазм, экспрессия. Вся гамма чувств передается на родном языке, что естественно. Русский писатель Константин Паустовский сказал: «Родному языку нет цены, он бесценен, как бесценна любовь к отечеству, народу».

Родной язык культивируется в семье и является связующим звеном между поколениями, обеспечивая будущее страны. Современное поколение не может претендовать на приоритетную роль в рождении языка потому, что оно восприняло язык от предшествующего поколения и передает его последующему. Человек, предающий свой родной язык, не заботится о будущем поколении, особенно это касается лидера, стоящего во главе государства. Все материальное, что делается для государства, в равной мере делается для языка, т.к. то, что благодетельно для языка, то благодетельно и для народа страны. Это не семейная проблема, это национальная проблема, т.к. знания обо всем происходящем вокруг нас мы получаем из языка.

Язык объединяет всех в единую нацию и одновременно выступает критерием нации. Язык цементирует историю, культуру, религию, аккумулирует все духовное богатство народа. Язык народа определяет духовную и культурную ценность, и он сберегает цельность народа (этноса). Благодаря языку все его носители составляют единое целое, что создает единое миропонимание и помогает в решении общенациональных проблем. И это единство и целостность делает его (народ) сильным. Язык хранит историческую память народа, является его визитной карточкой.

В 1978 году Исаак Башевич Зингер получил Нобелевскую премию. 24 июля 1992 года он умер в Америке. Первые 31 год своей жизни он жил в Польше и был ее гражданином, но на польском не писал. 56 лет он прожил в Америке, из которых 48 был гражданином этой страны и труды свои тоже не писал на английском. Он писал на идише. Зингер вспоминал, что истоки идиша он получил, будучи ребенком. Он не забыл свой родной язык и писал произведения на нем несмотря на то, что находился вдали от родины, от тех, кто говорит на этом языке. Вся ценность его произведений заключается в том, что именно на своем родном языке он сумел передать глубину человеческих чувств, страданий, свойственных именно еврейскому народу. Произведения, написанные им на польском и английском несоизмеримо слабее по психологическому воздействию, чем те, что написаны на идише. Благодаря переводам на языки мира его произведения стали популярны.

Европа всегда отличалась высоким уровнем развития науки и искусства, и все это благодаря языку. И то, что во всех странах параллельно с языком преобладающей (коренной) нации функционируют и другие языки и то не способствует укреплению и развитию другого языка. Языки, как страны и народы, не могут существовать изолированно друг от друга, однако цивилизация знает примеры единственно полного процветания нации лишь при благоприятных условиях развития родного языка. Экспансия чужой культуры и языка делает нас беззащитными. Конечно, народ может терпеть какое-то время это насилие. Естественно, что технический прогресс порождает новые слова, термины, которые широко распространяются во всех странах, которые так или иначе пользуются благами цивилизации, порожденными этими странами, и соответственно взаимодействуют и перенимают иностранную лексику. Язык высокого уровня может заполнить эти пустоты словами родного языка. Естественно, что элементы иностранного языка ассимилируются с другим, приспосабливаясь к нему, растворяясь в нем. Самое важное для языка - сберечь свою основу.

Ататюрк, турецкий лидер, призывал народ утвердить себя во всех сферах своей деятельности. Ататюрк считал, что национальный язык является источником народного сознания. Неумение пользоваться языком может породить душевный кризис, изоляцию и другие последствия. Народ может защитить свою культуру только с помощью языка. Каждый народ должен заботиться о силе, приоритете своего языка. Язык не только средство общения, но и творец духовного благополучия нации.

В наше время при достаточно близком общении между народами естественные языки в какой-то мере утрачивают свою самобытность из-за влияния языков тех народов, которые ими пользуются. Чем теснее связь, тем очевиднее ощущается негативное влияние со стороны того или иного языка. И это ведет к утрате глубинных, психологических, исконных национальных особенностей: ментальности, единства, солидарности, сентиментальности. Этот разрыв очевиден в использовании языка мужчинами и женщинами. Человек неиссякаем до тех пор, пока он пользуется своим родным языком. Изучение иностранного языка может быть только дополнительным, вспомогательным средством общения. Свой родной язык является такой же силой, как и сила оружия. И подмена языка с небольшим количеством носителей, международным языком ведет к утрате национальной самобытности, в какой-то мере уничтожает национальное самосознание, обрекая народ на духовную нищету. Люди, для которых язык страны не является родным, не заботятся о престиже этого государства и создают такую систему управления, которая не работает на благополучие страны. Такая система управления напоминает колониальный режим, где есть господствующая и зависимая нации.

Нынешняя тенденция к глобализации убивает национальную самобытность, сглаживает национальные приоритеты, особенно негативным является влияние Америки, которая стремится распространить свою культуру. Несмотря на реалии, перспективной задачей является забота каждой страны о создании прочного моста между прошлым, настоящим и будущим, где связующим звеном будет язык. Опираясь на прошлое, строить будущее, в противном случае судьба народа будет обречена на неудачу. Эту задачу может осуществить не миссионер-политик, а общество в целом, которое строится на духовном: вере, надежде, где язык займет свое почетное достойное место. Если народ теряет язык, то теряется национальная самобытность.

The main position of the author of the presented article is the idea in which a priority role of the native language in human life and society is emphasized.

Русский язык

У каждого человека, независимо от национальности и страны проживания, есть свой родной язык, который становиться не только важным средством общения между людьми, но и аспектом для познания окружающего мира. Это тот язык, с которым человек связан с самого рождения, он на нем произносит свои первые слова, рассказывает стихи, читает книги, пишет и думает. Для русскоязычного населения родным есть и будет русский язык.

Этот предмет изучают в школах, начиная с первого класса, и продолжают его совершенствовать на протяжении всей своей жизни, так как любые знания передаются, в первую очередь словесным путем.

Свободное владение русской литературной речью в устной или письменной форме и является основной задачей обучения школьников.

Дети должны учить свой родной язык, ведь он служит ключом к развитию личности, его образованности и познанию, без языковых знаний не смогут полноценно принимать участие в общественной жизни и развитии отечественного искусства и культуры.

Выбери свой класс и учи русский язык онлайн!

Что нам дает знание родного языка?

Русский нам нужен для общения в человеческом обществе и чтобы это общество нас понимало, мы должны разговаривать грамотно и правильно выражать свои мысли, а для этого необходимо учиться. Наше общение не ограничивается только разговорами, мы обучаемся чтению, правописанию, пересказываем и сочиняем. Поэтому русский язык нужно совершенствовать и продолжать учить всю жизнь и все время мы будем о нем узнавать что-то новое.

  • Каждый человек обязан знать свой родной язык.
  • Знание этого предмета делает наш народ культурным и образованным.
  • Ребенок, владеющий выразительной и грамотной речью, может многого достичь в своей жизни.

Русский язык продолжает развиваться, и изменятся с течением времени. Он заимствует слова из иностранных языков, пополняется различным сленгом, но главное нужно сохранить настоящий литературный русский язык, как говорил И.С. Тургенев «великий и могуч». Вот для этого необходимо язык изучать и совершенствовать.

Что нам это дает:

  • Во-первых, язык является способом общения не только с окружающими, но и с самим собой.
  • Во-вторых, от уровня его владения зависит ваша образованность и ваше будущее.

В школьную программу по обучению русского языка, входят такие разделы, как:

  • Развитие устной речи
  • Чтение
  • Обучение грамоте
  • Изучение грамматики
  • Правописание

Обучение этой дисциплины носит практическую и корректирующую направленность, так как в процессе ведется работа над устранением недостатков речи учеников.

Зачем школьникам учить русский язык.

  • Во-первых, языковых знаний много не бывает, поэтому их необходимо развивать и дальше.
  • Во-вторых, чем больше ребенок будет знать, тем лучше у него перспективы в будущем.
  • В-третьих, человек, хорошо знающий свой язык, легче может выучить и иностранный.
  • В-четвертых, хорошо владея навыками общения, люди проще находят друзей, коллег и собеседников.
  • В-пятых, вы будете получать удовлетворение от чтения классической русской литературы. Ведь Пушкина, Лермонтова, Толстого и других великих классиков нужно читать только в оригинале.
  • Отсутствие языковых знаний создает много проблем и наглухо запирает перед нами все двери.

Поэтому важно, чтобы каждый школьник знал родную речь и тогда его жизнь станет более интересной и разнообразной.

Обучение с Гипермаркетом Знаний

Интерактивные уроки Гипермаркета Знаний помогут вызвать интерес современных школьников к такому предмету, как русский язык. С помощью компьютера и он-лайн уроков, которые представлены в Гипермаркете Знаний, изучение этого предмета станет легким и интересным. Здесь вы найдете полезные и захватывающие материалы в виде презентаций, кейсов, сочинений, рефератов и других полезных уроков.

Убедись, что именно здесь собраны самые лучшие материалы по русскому языку!

Родной язык… Многие считают, что знать родной язык - это большое счастье, так как знание родного языка дает человеку очень многое: и чувство уверенности в себе, и чувство гордости за достижения в области духовной культуры своего народа, которые он может познать с помощью родного языка. Все это очень важно для человека.

Родной… так мы обычно обращаемся к человеку, когда испытываем к нему самые теплые чувства. От этого слова веет материнской любовью, теплом домашнего очага, радостью встреч с дорогими родными близкими людьми. Когда мы говорим родной язык, мы также наделяем слово язык особым смыслом. Это язык, на котором говорили наши предки, наши бабушки и дедушки, язык, который мы слышали с детства, и на котором говорили наши матери и отцы, которых мы очень любим и поэтому родной язык нам так дорог.

Знание родного языка - это проявление подлинного чувства национального достоинства и высокого этнического сознания, а родной язык -великая ценность. Он является главным инструментом сохранения и развития духовной культуры народа.

На планете Земля существуют тысячи народов. Это тысячи языков, точное число трудно даже подсчитать - где-то 7 тысяч, но может быть и больше. Казалось бы - огромное языковое и культурное разнообразие создано гением человека, и здесь не о чем и беспокоиться! Но… сегодня есть причина для тревоги, так как это чудесное языковое и культурное разнообразие находится под угрозой исчезновения. Считается, что языки сегодня исчезают с такой большой скоростью, как никогда прежде. Ученые подсчитали, что через несколько десятилетий останется лишь половина существующих языков - всего 3 тысячи. Это значит - вместе с языками исчезнут и самобытные культуры и сами народы. Это огромная потеря для всего человечества, так как культурное разнообразие - это залог развития всех существующих культур.

В первую очередь исчезают языки самых обездоленных народов - коренных -из-за того, что на их земли, на которых они традиционно проживали и вели традиционный образ жизни, пришли другие народы (англичане, испанцы, французы и другие), чьи империи, расширяясь, захватывали все новые и новые территории в Америке, Африке, Азии, Австралии. На занятых территориях они навязывали коренным народам свои языки, культуры, религии. Именно поэтому сейчас в мире самыми распространенными являются английский, испанский, французский языки, а языки коренных народов исчезают. Это серьезная проблема и многие обеспокоенные этим ученые и общественные деятели бьют тревогу, пишут статьи о необходимости срочных мер по спасению языков, предпринимают какие-то меры по фиксации, изучению и возрождению языков коренных народов. Мир осознал, что с исчезновением языков исчезнет и многоцветье культурного разнообразия, оно станет тусклее.

Озабоченное исчезновением языков специализированное учреждение ООН по образованию, науке и культуре - ЮНЕСКО - составило Атлас исчезающих языков мира и провозгласило в 1999 году о Международном дне родного языка, который отмечается 21 февраля по всему миру. Первый Атлас исчезающих языков был выпущен в свет в 2001 году. Тогда из 6900 языков исчезающими были признаны 900 языков. Через 8 лет во втором издании Атласа число исчезающих языков составило уже 2700, то есть выросло в три раза! Решение проблемы исчезновения языков требует больших финансовых расходов, поэтому правительства плохо слышат или вообще не слышат обеспокоенную общественность.

Языковая ситуация в России также плачевная. Многие языки коренных народов исчезают, не только малочисленных народов, но и многочисленных (удмуртов, карелов, бурятов и других). Особенно тяжелая ситуация у коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока - из 40 языков большинство относится к исчезающим языкам. Особенно тревожная ситуация у орочей, нивхов, кетов, удэгейцев, селькупов, ительменов, саами, эвенков, шорцев, юкагиров и других. Главным критерием отнесения языка к исчезающим языкам является количество детей знающих родной язык. Если подавляющее большинство детей и молодых людей не знает родного языка, то язык относится к исчезающим, даже если общее число представителей народа сотни тысяч. Это связано с тем, что с уходом из жизни старшего поколения носителей языка не останется, так как не произошла передача языка от старшего поколения младшему.

В нашей стране заложены правовые основы сохранения языков коренных малочисленных народов (Конституция РФ, закон о языках народов РФ) в которых записано, что «языки народов России - национальное достояние Российского государства», что «государство способствует созданию условий для сохранения языков малочисленных народов», но в реальной жизни условия для этого не созданы. Возрождением языков занимаются в основном энтузиасты. Они пытаются хоть что-то сделать для сохранения языков. Благодаря их ходатайствам и усилиям открываются кружки, ведется кое-где обучение родному языку, издаются книги. Но этого явно недостаточно, это не может решить проблему и языки продолжают исчезать. Нужна целевая государственная программа возрождения языков коренных народов России и значительные финансовые расходы на нее.

Шорский язык - язык коренного малочисленного народа юга Кузбасса, относится к исчезающим языкам. Осталось около 400 человек (3 % от общего количества шорцев), владеющих шорским языком, и эта цифра постоянно уменьшается. Через 20-30 лет носителей шорского языка может не остаться и язык станет мертвым. Это значит, что не будет стихов и песен на шорском языке, не будет ансамблей, не будет Пайрамов и культурных мероприятий, не будет книг. Шорская культура умрет окончательно. Оставшимся «шорцам» ничего не останется, как поменять свою этническую идентичность (а на это будут способны единицы), либо они будут еще больше спиваться, впадать в депрессию, вести плачевное существование, так как лишатся главной опоры в современной полиэтнической жизни - шорской культуры и языка. Из сказанного можно сделать вывод: будущее современных молодых шорцев и их детей находится в их руках - надо изучать шорский язык у оставшихся носителей шорского языка и создавать шорскую языковую среду в семье, чтобы дети знали родной язык и говорили на нем свободно. Дети - это будущее народа. Если они выучат родной язык, то смогут передать его своим детям, и язык не исчезнет. Владение двумя языками - шорским и русским - вполне по плечу шорской молодежи.

Отказ от родного языка может привести к трагедии, а вот знание двух и более языков, наоборот, делает человека духовно богаче, успешнее, умнее и счастливее, открывает новые возможности в жизни, так как человек приобщается к нескольким культурам, берет из них для своего развития самое лучшее. В современном глобализированном мире широко распространен билингвизм (владение двумя языками) и мультилингвизм (более двух языков). Например, в Индии и Камеруне многие говорят на 3-4 языках и в Европе - также, в Японии - два государственных языка (японский и английский), которые изучают и знают все японцы.

В заключение хочется привести замечательные слова великого немецкого ученого Вильгельма фон Гумбольдта: «Через многообразие языков для нас открывается богатство мира и многообразие того, что мы познаем в нем, и человеческое бытие становится для нас шире, поскольку языки в отчетливых и действенных чертах дают нам различные способы мышления и восприятия» .


Доклад:

«Роль родного языка в будущей жизни

Ученика»

Язык – бесценный дар, которым наделен человек. В нем одухотворяется весь народ и вся его история. Вот почему у любого народа в школе обучению родному языку отводится значительное время. Через материнский язык закладывается тот фундамент, который я назвал бы детством родного языка, его изучение прививает «культурность» (т.е. умение говорить и писать). Посредство родного слова от каждого детского сердца протягиваются нити к тому великому и вечному, имя которому – народ; к тайнам его языка, его культуре, славе его многочисленных поколений. Он соединяет человеческие души, историю современностью, жизнь предков с нашей жизнью. Через родное слово ребенок становится сыном своего народа. Вот почему воспитывать и творить детство родного языка - дело весьма ответственное. Не зря К.Д. Ушинский придавал родному языку воспитательное и познавательное значение. Вспомним в связи с этим его вдохновенные слова о родном языке: «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу родной груди родного слова. Оно объяснит ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих людей, с обществом, среди которых он живет, с его историей и его стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ… Этот удивительный педагог – родной язык – не только учит многому, но учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегченному методу»

Сегодня уже не осталось сомневающихся по поводу необходимости изучать родной язык, как язык матери. Ребенок должен знать свой национальный язык, это закон жизни и природы..

Перед семьей и школой ставятся такие сложные задачи, которые должны сформировать у учащихся целостное и глубокое понимание того, что:

  • Республика Мордовия представляет собой многонациональное государство, в котором все народы проживают в мире и добром согласии;
  • любовь к своему народу, к своему родному языку невозможна без уважения национальных культур других народов;
  • полное приобщение к национальной культуре невозможно без знания родного языка.

Современный подход к обучению родного языка состоит в том, что в идеале мы учим не столько общению, сколько воспитываем личность, гармоничную, и, как того требует жизнь, социально-адаптированную. Воспитание личности требует, чтобы мы говорили с детьми на родном языке так, и на такие темы, когда они не могут оставаться равнодушными к происходящему на уроке. Этого можно добиться более успешно с привлечением таких дидактических материалов, как хорошие тесты, произведения живописи, музыки. Они помогают ребятам выражать свое мнение по теме разговора, формировать свои мысли, сформированная мысль - это и есть настоящая речь.

Для того, чтоб ребенок успешно учился, нужен не только определенный запас знаний и умений. Гораздо важнее желание и умение учиться. А для этого в свою очередь необходимо развивать у ученика такие качества, как память, внимание, умение анализировать.

Основная цель обучения родному языку состоит в формировании у учащихся речевых умений в различных видах речевой деятельности. Речевые навыки и умения достигаются путем определенной системы упражнений.

Игровые упражнения являются наиболее эффективным средством активизации формирования у учащихся речевых умений, навыков и в целом речи.

Каждый учитель в своей работе должен четко знать, какая игра и для какого класса подходит больше.

Тщательная проработка игр в распределении их по темам поможет учителю сделать весь процесс обучения более интересным и более эффективным.

Каждый педагог должен определять основные направления воспитательной работы с детьми на основе их социальных, культурных традиций. Важно научить ученика понимать и ценить не только собственную национальную культуру, но и своеобразие других культур, воспитывать в духе уважения ко всем народам.

Поэтому большую роль в сохранении родного языка приобщении детей к культурному наследию, духовным ценностям народа, населяющих Мордовию, играют уроки родного языка, на которых изучаются традиции, обычаи, обряды того или иного народа. Я всегда стараюсь прививать к ученикам уважение и любовь не только к своему языку, но языкам других народов.

С раннего детства мы слушали сказки, рассказы, предания наших бабушек и дедушек, в которых ярко воссоздается красота родного края.

Бабушки исполняли нам песни, рассказывали сказки, учили нас жизни своими пословицами, поговорками, объяснили приметы, которые несут не только познавательный, но и эстетический потенциал. Но ситуация сегодня изменилась. Современные условия почти полностью вытеснили из жизни детей школу бабушек и дедушек, которая играла огромную роль в воспитании, любви к родному языку, истории, традициям. И сегодня, уже ни у кого не вызывает сомнения та огромная роль, которую играет урок родного языка в развитии личности ученика.

Вот уже 22 года я занимаюсь преподаванием родного языка, учу, знакомлю учеников с его красотой и поэтичностью. Мои искреннее желание превратить уроки эрзянского языка в уроки душевной радости, отдыха для наших детей.

При обучению эрзянскому языку и мордовской литературе я ставлю перед собой такие цели:

1. Привитие интереса детей к изучению эрзянского языка.

2. Развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к эрзянскому языку, сохранение чистоты эрзянского языка как явления культуры.

3. Увеличение словарного запаса учащегося.

4. Соблюдение основных орфоэпических, лексических, стилистических норм эрзянского языка.

При обучении детей родному языку, мы учителя, встречаемся с трудностями такого характера. Не секрет, что многие родители, мордовской национальности общаются со своими детьми только на русском языке. Хотя между собой они говорят на своём родном языке. Это ведёт к тому, что дети рано или поздно (даже если оно знали родной язык) совсем перестают говорить на нём, полностью переходя на русский. В последние годы эта ситуация исправляется. Дети русской и других национальностей желают изучать языки коренных народов Мордовии, познакомиться с их богатым культурным, литературным наследием.

Поэтому с первых лет работы в школе я стала искать, придумывать игры: дидактические, ролевые, настенные и настольные, индивидуальные и коллективные. Большое значение уделяю краеведческому материалу. Провожу серии уроков-путешествий, посвященных Республике Мордовия, нашему району, родному селу. На этих уроках дети узнают многое о своей родине, о знаменитых людях - наших земляках. У них впервые, может быть,

возникает чувство гордости, сопричастности к тому, чем живут взрослые.

В работе с родителями стараюсь опираться на детей, как на своих сообщников: прошу их рассказывать о том, что они узнают на уроке- пересказать сказку, легенду, спеть песню, рассказать стихотворение.

Нередко родители узнают что-то о своём народе от своих детей. Приглашаем их на все наши мероприятия.

Родной язык… К нему надо относится как к родному. Так хочется, чтобы изучение родного языка стало для детей ещё привлекательнее.В процессе воспитания любви ко всему родному, наряду с семьёй, огромную роль играет учитель. Не только знания передаёт он своим ученикам, каждому из них он передаёт частичку своего сердца, мировоззрения.

В заключении следует отметить и тот факт, что хорошее знание структуры, системы, содержания родного языка важно и потому, что родной язык становится необходимой базой для обучения русскому языку –государственному языку Росси, иностранным языкам. Ведь, язык-душа народа. И пусть наша душа никогда не угаснет.