наталья цынглер
Творческий проект «Территория творчества»
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования»
Творческий проект
«Территория творчества »
Педагог дополнительного образования
Высшей квалификационной категории
г. п. Междуреченский
Аннотация
Проект «Территория творчества » :
По методу : практико - ориентированный.
По числу участников : воспитанники вокального объединения «Сибирята» , педагог по вокалу, педагог – хореограф.
По характеру контактов : центр дополнительного образования, контакты с семьей, с общеобразовательной школой, с учреждениями культуры, социальной защиты населения, церковным приходом.
По времени : долгосрочный (1 год) .
Направленность :
Данный проект ориентирован на вокально – хоровую работу с воспитанниками вокального объединения (все возрастные группы) и направлен на популяризацию народного и эстрадного искусства. В условиях проекта коллектив воспитанников вокального объединения работает над созданием совместных вокальных номеров, т. е. воспитанники разных возрастных групп делают одно общее дело, что способствует сплочённости коллектива, ответственности за общее дело, а также взрослые вокалисты выступают в роли наставников для младших воспитанников. В ходе работы расширяются познания в области музыкального искусства. Создаются благоприятные условия для творческой деятельности вокального коллектива.
ПРЕДПОСЫЛКИ И НЕОБХОДИМОСТЬ ДАННОГО ПРОЕКТА
Данный проект разработан для воспитанников вокального объединения «Сибирята» . В данном объединении занимаются дети разного возраста (дошкольники и воспитанники школьного возраста 7 – 17 лет) . В объединении существуют три возрастные группы, которые занимаются по учебно – тематическому плану, соответствующего возрастного уровня. В работе с вокалистами, не редко возникала необходимость исполнения вокального номера всем составом объединения, либо разновозрастным дуэтом, трио. Данный метод работы плодотворно сказывался на работе вокалистов и был очень интересен воспитанникам. Кроме того следует отметить, что когда на сцене дети разного возраста исполняют совместный вокальный номер – это несёт хороший посыл в зрительный зал.
Таким образом, проект – «Территория творчества » , направлен на совместное творчество воспитанников разных возрастных групп вокального объединения (это исполнение в смешенном составе ансамбля и разновозрастные дуэты) .
Актуальность проекта - Музыкальное развитие детей имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие : формируется эмоциональная сфера, развивается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и энергия мышления даже у самых инертных детей. Закладывается фундамент эстетической культуры для развития, которых необходима организация новых моделей воспитания, следовательно, и новое качество процесса развития музыкальных способностей. Решение этих вопросов возможно приобщением детей к музыкальному искусству через пение как самого доступного вида музыкальной деятельности. В процессе певческой деятельности успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей, эмоциональная отзывчивость на музыку, обогащаются переживания ребенка. Кроме того, решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности ребёнка. Современной наукой доказано, что дети, занимающиеся певческой деятельностью, более отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы и общительны. Владение голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией.
Новизна проекта заключается в следующем :
Интегрированный подход в обучении.
Интеграция - (лат) - восстановление, восполнение, объединение частей в целое (integer - целый, причем, не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие, взаимовидение.
Существует много видов интеграции : по методам, приемам, способам, уровням, направлениям. В данном проекте интеграция заключается в объединении разных возрастных групп, либо солистов разного возраста. Результаты интеграционного обучения проявляются в развитии творческого мышления воспитанников.
Цель проекта - Формирование у детей устойчивого интереса к пению и исполнительских вокальных навыков, посредством активной музыкально-творческой деятельности .
Задачи :
Образовательные :
Формировать вокальные навыки (правильное и естественное звукоизвлечение, певческое дыхание, верную артикуляцию, четкую дикцию, владение разными атаками звука, чистую интонацию и т. д.).
Формировать навыки адекватного и выразительного исполнения вокальной музыки;
Обучать воспитанников приемам сценического движения, актерского мастерства.
Приобщать к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества ) ;
Развивающие :
Развивать навыки коллективной работы;
Развивать личностные и коммуникативные качества.
Воспитательные :
Воспитывать коллектив единомышленников, использующих индивидуальные, творческие возможности для достижения целостного, гармоничного звучания, в процессе исполнительской деятельности.
Воспитывать эстетический вкус, исполнительскую и слушательскую культуру.
Здоровьесберегающий компонент программы :
Выстраивать учебный процесс, способствующий укреплению, а так же совершенствованию здоровья детей;
Овладевать способами саморегуляции, поддержки здорового образа жизни.
Кадровое обеспечение и управление проектом
К осуществлению проекта будут привлечены специалисты центра дополнительного образования – директор, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, методист центра дополнительного образования, родители воспитанников, педагог - хореограф.
Директор – осуществляет общее управление проектом .
Заместитель директора по воспитательной работе и методист центра дополнительного образования – осуществляют методическое обеспечение проекта , проводит диагностические методики : тестирование, сравнение, анкетирование.
Руководитель проекта – является организатором и реализатором проекта .
Педагог хореограф – организует работу по овладению навыков сценического движения.
Сотрудничество с организациями-партнёрами (осуществляют концертную деятельность) :
КДК «Рондо»
РДКИ «Конда»
Школы Кондинского района
ЦЗН «Фортуна»
Сотрудничество с местной религиозной организацией православным
Приходом храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
Описание деятельности в ходе проекта
Подготовительный этап (Срок : сентябрь – 2015г) :
1. Подбор вокального материала для исполнения.
5. Разработка плана совместной деятельности педагога с детьми, создание условий для совместной деятельности детей, планирование взаимодействия с организациями партнёрами в рамках проекта .
На данном этапе работа ведётся по разучиванию вокальных произведений в группах, а затем происходит сводная репетиция (на которой присутствуют все вокалисты) . Здесь уже непосредственно идёт работа над постановкой произведения и целостным звучанием коллектива. Данные репетиции проходят, по необходимости (1 – 2 раза в месяц по 2 часа) .
Для реализации данного проекта в работу включены произведения и мероприятия, отображенные в таблице (данный план может регулироваться) .
Планируемое произведение для совместного исполнения Участники Мероприятия Сроки
«Величальная» Муз. Александра Ермолова, сл. Вадима Борисова Средняя и старшая группы Районный фестиваль «Дружба народов»
«Сердце земли моей» Дуэт - Цынглер Н. Н. и Биджева Милана
«Светлый праздник» , из репертуара детского ансамбля «Радуга» Младшая группа и группа дошкольников Концертная программа «Рождество Христово» январь
«Свет рождественской звезды» , слова Ирины Филимоновой, музыка Анны Петряшевой. Младшая, средняя, старшая группы.
«Был у Христа младенца сад» Младшая, средняя, старшая группы. Концертное мероприятие – «Святая Пасха» апрель
«Ангелы надежды» Младшая, средняя, старшая группы. Отчётный концерт центра апрель
Заключительный этап (Срок : май 2016г.) :
Анализ деятельности на всех этапах проекта , соотнесение результатов с поставленными задачами;
Создание банка педагогического опыта (отчёт) .
В процессе реализации проекта могут возникнуть следующие проблемы
Фактор риска Пути преодоления
Дефицит вокального репертуара Использование интернет ресурсов
Недостаточная подготовка воспитанников
(разные возрастные и психологические особенности воспитанников) Поиск подходящего вокального репертуара, облегчение вокальных партий.
Пропуски занятий :
По болезни
Другие причины Совместная работа с родителями
В качестве готового продукта проекта планируется
Пополнение картотеки музыкально – исполнительского репертуара;
Разнообразие вокальных номеров, по составу исполнителей и по стилевому направлению
Перспективы распространения результатов проекта :
Концертная деятельность воспитанников объединения;
Конкурсная деятельность воспитанников объединения;
Распространение педагогического опыта работы (педагогические сообщества, семинары, сайт педагога и др.)
В современных условиях, когда в образовании реализуется идея демократизации, обеспечивающая педагогу право свободы выбора содержания и форм обучения, разработки авторских образовательных программ и внедрения инновационных технологий, особенную значимость приобретает наличие высокого профессионального уровня у педагога, обеспечивающего организацию образовательного процесса в условиях различных педагогических систем и применительно к различным ситуациям. В реальной практике особенно педагогам дополнительного образования явно не хватает научных знаний и методических умений для проектирования своей профессионально-исследовательской и конструктивной деятельности; выявления адекватной реальности характеристики состояния дополнительного образования в своем учреждении; разработки индивидуальных моделей развития профессионального мастерства обучаемых педагогов и обобщения лучшего педагогического опыта; разработки инновационных программ развития методических служб и систем дополнительного образования. Все это сдерживает рост профессиональной компетентности педагога и является препятствием для развития его творческой активности и умения правильно анализировать и оценивать результаты собственной педагогической деятельности.
В настоящее время системы подготовки педагогов дополнительного образования и повыше-ния его профессиональной компетентности не дают желаемого эффекта. Возникло противоречие между увеличением объема и остроты затруднений в работе педагога и руководителей структурных подразделений и значительным отставанием методических служб всех уровней в снятии возникающих противоречий и решении возникающих проблем. Необходима не только целостная система модернизации методической работы, но и ее ориентация на специфику инноваций.
В последние годы интерес педагогов к методической деятельности растет. Появилось много интересных работ (Л.П.Ильенко, Р.А.Исламшин, М.В.Кларин, И.М.Курдюмова, А.М.Моисеев, Т.С.Полякова, М.М.Поташник, Г.К.Селевко, П.И.Третьяков, А.Б.Фомина и др.), в которых раскрываются различные аспекты методической деятельности и развития профессиональной компетентности педагогов. Однако высокий научно-теоретический потенциал этих работ не снимает трудности педагогов-практиков, методистов, руководителей методических объединений, испытывающих сложности в организации методической работы по развитию профессиональной компетентности педагогов, особенно в области дополнительного образования.
Этим определяется актуальность выбранной темы: «Иннова-ционные подходы к организации методической работы по развитию профессиональной компетентности педагогов».
Целью проекта является выявление актуальных направлений модернизации методической работы по развитию профессиональной компетентности педагогов, с учетом специфики создаваемых и внедряемых в Центре внешкольной работы (далее ЦВР) инноваций.
Объектом проекта является процесс создания динамичных методических систем, обеспечивающих адекватное реагирование и адаптацию современного педагога дополнительного образования к изменяющимся условиям с учетом специфики деятельности отделов.
Предмет проекта - содержание, формы и методы организации методической работы ЦВР по развитию профессиональной компетентности педагогов.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, многофакторный анализ проблем и особенностей многопрофильного учреждения дополнительного образования позволили выдвинуть следующую гипотезу:
а) в условиях современного учреждения дополнительного образования наиболее результативной является методическая работа по развитию профессиональной компетентности педагогов, синхронно проводимая в двух плоскостях - традиционно-учебной и научно-исследовательской, соответствующей направлению инновационной деятельности ЦВР и органически объединяющая эти два вида деятельности;
б) эта работа должна отвечать принципу системности и строиться на основе двойного комплекса принципов ее организации, объединенного не на суммарной, а на интегративной основе.
При несоблюдении этих двух условий методическая работа может оказаться не только нерезультативной, но и несущей разрушительный потенциал в области понижения эффективности обучения, воспитания и создания отрицательного психологического климата в коллективе и отрицательной мотивации деятельности педагогов.
Задачи проекта:
1. Анализ состояния проблемы организации методической работы ЦВР по развитию профессиональной компетентности педагогов в условиях инновационной деятельности в теории и практике.
2. Конструирование научно-обоснованной системы методической работы в ЦВР, в отделах по развитию профессиональной компетентности педагогов.
3. Экспериментальная апробация предложенной методической системы на эффективность, установление характера и тесноты связей различных влияний и их результатов.
4. Разработка Программы развития профессиональной компетентности педагогов ЦВР.
Теоретическая значимость проекта в том, что в нем: выделяются направления и принципы модернизации методической работы по развитию профессиональной компетентности педагогов в современных изменяющихся условиях; устанавливается возможность эффективного использования одних из ранее использующихся форм методической работы, необходимость кардинальной или косметической модернизации других, адаптации к новым требованиям и условиям работы третьих, а также потребность в разработке новых форм, соответствующих реалиям современной жизни.
Практическая значимость проекта :
а) в разработке комплекс-ного подхода к осуществлению всех стадий методической работы в ЦВР по развитию профессиональной компетентности педагогов, органически сочетающего три плоскости управленческой работы: уровень структурного подразделения, уровень администрации и уровень непрерывного педагогического института;
б) в разработке практических материалов и рекомендаций по созданию методической документации по инновационной деятельности в целях развития профессиональной компетентности педагогов;
в) в определении стратегии и тактики ЦВР по развитию профессиональной компетентности педагогов.
Решение проблемы взаимодействия, координации, преемственности и многоступенчатости, в том числе и преемственности в системе дошкольное воспитание - школьная подготовка - ВУЗ - учреждения повышения квалификации, требует соблюдения принципов системности, научной обоснованности, логичности и последовательности, целесообразности, диагностичности, личностной ориентированности методической работы.
Перспективность проекта в том, что на основе его теоретических положений и практических рекомендаций может конструироваться адаптивная система организации методической работы по развитию профессиональной компетентности педагогов в учреждениях дополнительного образования, разрабатываться система раннего выявления элементов одаренности индивида для будущей деятельности в сфере «человек-человек», формирования его коммуникативных и лидерских способностей, без которых педагог теряет возможности решения ряда очень важных дидактических, развивающих и воспитательных задач.
Новизна проекта в том, что в нем системно рассмотрена специфика методической работы ЦВР по развитию профессиональной компетентности педагогов, сочетающих учебно-воспитательную деятельность с элементами научно-исследовательской работы; даны новые направления, способы и принципы организации работы всех звеньев методической службы на основе диагностического и исследовательского подходов.
Методы проекта обусловлены его задачами и спецификой исследуемого предмета. Мы использовали:
- теоретический анализ предмета исследования и психолого-педагогической литературы по проблемам эффективности обучения взрослых и учащихся, управления учреждением дополнительного образования и организации методической работы;
- изучение документации методических служб центров разного типа, планов работы центров дополнительного образования, отчетов руководителей и др.;
- собеседования с субъектами и объектами методической деятельности всех отделов по видам деятельности;
- сопоставительный анализ концепций работы инновационной деятельности отделов и используемых в них систем методической работ.
Этапы проектной деятельности:
Первый этап. 2014-2015 годы
Режим вхождения в проект предполагает:
- изменение стиля работы администрации, педагогов дополнительного образования, заведующих отделов, методистов, характера их взаимоотношений и позиции в образовательном пространстве;
- формирование у большей части коллектива педагогов дополнительного образования положительного мотива к участию в проектной работе, осознание значимости проекта на разных уровнях и для разных субъектов;
- самоопределение в отношении профессионального освоения основ проектной деятельности, развитие представлений об ответственности педагога за результаты педагогического проекта по введению инновации в систему работы методической службы по развитию профессиональной компетентности педагогов;
- осознание значимости коллективного эксперимента в качестве средства, повышающего эффективность нововведений;
- проектирование «Программы развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования ЦВР».
Второй этап 2016-2017годы
Определение научно-методологической основы проекта, уточнение гипотезы. Разработка вариантов целевой методической системы ЦВР, направленной на решение актуальных задач учреждения по развитию профессиональной компетентности педагогов, их проектная проверка и внедрение в практику работы педагогов дополнительного образования мероприятий запланированных в «Программе развития профессиональной компетентности». Создание банка опытно-экспериментальных материалов, выявление условий, благоприятствующих переходу от теоретической модели к практике. Внедрение позитивных результатов исследования в практическую деятельность. В ходе формирующего проекта анализ получаемых результатов, внесение коррективы в содержательный и процессуальный аспекты проекта.
Третий этап 2018-2020 годы
Уточнение концептуальных положений, алгоритмов, технологий инновационной деятельности, сопоставление с критериями промежуточных показателей мониторинга. Подведение итогов проводимой проектной деятельности. Анализ системного комплекса специфических и традиционных методов методической работы. Обработка экспериментальных данных и оформление результатов проведенного исследования.
ТАБЛИЦА 1
Сравнительные характеристики особенностей методической
работы по развитию профессиональной компетентности педагогов на начало и окончание проекта.
Особенности методической работы ЦДТ на начало проекта |
Особенности работы методической службы на окончательном этапе проекта |
1. Работа над темой |
|
2. Выбор темы |
|
Диктуется указанием сверху или произвольным выбором администрации |
Диктуется профилем и насущными проблемами, связанными со спецификой работы отдела. |
3. Характер исследований |
|
Единичные, не связанные между собой темы, часто не совпадающие с темой работы ЦВР |
Взаимосвязанные между собой темы, являющиеся составными элементами решения общей проблемы |
4. Характер апробаций |
|
Фрагментарная опытная работа |
Комплексный эксперимент |
5. Реализация исследовательских направлений |
|
Нецентрализованная, стихийная |
Централизованная, упорядочен-ная |
6.Сроки выполнения |
|
Произвольные |
Установленные, скоординированные |
7. Документальное оформление исследования |
|
Исследование ведется экспромтом |
Исследование подчинено проработанной и утвержденной научно-методическим советом и администрацией исследовательской программе |
8. Управление выполнением исследовательской программы |
|
Бесконтрольное |
Исследовательски направленное, консультационно-коррекционное |
Таблица 1а |
|
1. Отчетность | |
Доклады о наблюдениях, открытые уроки выставки лаборатории опыта |
Научные отчеты, результаты экспериментов, открытые уроки, выставки лаборатории опыта |
|
|
Отсутствует или сводится к анализу мероприятий |
Проводится с использованием разно-образных средств |
|
|
На уровне мнений о сдвигах |
На уровне точных замеров изменяе-мых параметров |
|
|
Не проводится |
Проводится |
|
|
Направлена на устранение недостатков, обнаруженных в результате анализа занятий. |
|
Проводится традиционными методами |
Проводится с использованием инновационных методик |
|
|
Проводится по результатам анализа занятий. |
Проводится по результатам анализа урока и экспериментально-исследовательской работы |
|
|
Индивидуальный |
Индивидуально-групповой |
|
|
Обмен опытом эффективной организации занятий по видам деятельности. |
Обмен опытом эффективной организации и реализации инновационных идей на занятии. |
Совместное конструирование стандартного занятия. |
Совместное конструирование занятия на основе инновационных идей и методик. |
Коррекция хода и замысла экспериментальной работы |
|
Таблица 1б |
|
|
|
Выявление фрагментов имеющегося передового опыта, не связанного с темой работы ЦДТ |
Создание передового опыта в области новых технологий, реализующих основные цели и задачи инновационного ЦВР. |
|
|
Индивидуальная, самостоятельная, неуправляемая |
Коллективно-групповая, управляемая целями и задачами ЦВР, инновационными идеями |
|
|
Индивидуальное, фрагментарное, не совпадающее с темой работы ЦВР (в основном знакомство с литературой по предмету). |
Системное, коллективно-групповое, совпадающее с темой работы ЦВР и методических объединений. Организуется по заданной программе |
|
|
Проработка основных положений выбранной темы |
Поиск способов реализации этих положений на практике |
Обмен фрагментами мало связанного с ней опыта |
Обмен опытом использования инновационных идей и технологий. Обсуждение хода и результатов опытно-экспериментальной работы |
5. Работа методических групп |
|
По предметному принципу |
В составе инициативных творческих групп |
Контроль и руководство над выполнением образовательных и инновационных программ |
Организация многоуровневой экспериментально-исследовательской, консультационной, диагностической, координационной и аналитической работы |
Таблица 1в |
|
|
|
Контроль и руководство выполнением образовательных программ |
Анализ хода и результатов инновационного образовательного процесса |
Консультирование по проблемам, возникающим из-за дефектов подготовки |
Консультирование по исследовательским программам учителей-экспериментаторов |
Коррекция ошибок в педагогической технике |
Коррекция исходных замыслов, совершенствование методик |
Отработка традиционной педагогической техники по устоявшимся методикам |
Отработка традиционной педагогической техники на основе инновационных идей |
Координация деятельности методических объединений с работой инициативных творческих групп |
МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ЦЕНТРА ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ
(Требования к уровню профессиональной компетентности ПДО)
Общие требования к образованности
Педагог дополнительного образования:
Понимает сущность и социальную значимость своей профессии, обладает устойчивым интересом к профессии, чувством профессиональной ответственности за результаты своего труда;
Обладает гражданской зрелостью, педагогической этикой, высоким нравственным сознанием, чувством профессионального достоинства и социальной ответственностью за качество и результаты педагогического труда, вниманием и заботливым отношением к детям;
Осознает самоценность детского возраста как фундамента формирования личности и развития жизнеспособности человека;
Владеет основами гуманитарных, социально-экономических и медико-биологических наук, умеет использовать полученные знания и методы этих наук в профессиональной и иной деятельности;
Знает основы Конституций Российской Федерации и Республики Татарстан, этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей природной среде; умеет учитывать их при решении задач в рамках своей компетенции;
Обладает культурой мышления, свободно владеет государственными языками Российской Федерации, грамотно использует профессиональную лексику; свободно владеет языком, на котором осуществляется обучение детей;
Имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в природе и обществе, необходимом для решения задач, возникающих в процессе профессиональной деятельности;
Знает Международную конвенцию о правах ребенка, Закон «Об образовании в Российской Федерации», способен содействовать охране прав личности в соответствии с ними и Международной конвенцией о правах и основных свободах человека;
Осознает здоровье как ценность; владеет знаниями и умениями по охране здоровья, физическому самосовершенствованию, безопасности жизнедеятельности;
Готов при реализации профессиональных функций решать поставленные задачи, требующие анализа ситуации и выбора решения;
Умеет рационально организовывать свой труд, в том числе планировать работу, анализировать ее результаты, организовывать рабочее место;
Готов к сотрудничеству с коллегами по работе;
Психологически готов к изменению вида и характера профессиональной деятельности, осознает необходимость повышения квалификации, способен к самостоятельному овладению знаниями в области профессиональной деятельности;
Владеет умениями и навыками самостоятельного умственного труда, готов к самостоятельной работе с нормативной и методической литературой в области профессиональной деятельности.
Требования к уровню подготовленности к профессиональной деятельности
ПДО владеет знаниями:
О ребенке как субъекте образовательного процесса, его возрастных, индивидуальных особенностях, социальных факторах влияния на развитие;
О личностно-ориентированном подходе в педагогическом процессе;
О возрастной периодизации и основных ступенях развития;
О закономерностях психического развития;
О психологических особенностях основных видов деятельности;
О формировании и развитии культурной личности;
Об основах психологии общения, видах и уровнях общения, основных закономерностях;
О психологических основах педагогической деятельности: структуре, технике, путях овладения педагогическим мастерством, о стилях педагогического руководства, о педагогических способностях, профессионально значимых личных качествах педагога;
О закономерностях педагогического процесса, о цели образования, задачах, содержании, формах, методах и средствах воспитательно-образовательной деятельности;
Об особенностях организации педагогического процесса в условиях разных типов образовательных учреждений;
О вариативных образовательных программах;
Об инновационных технологиях обучения;
О задачах, содержании, формах и методах работы с родителями;
О системе управления образовательными учреждениями;
ПДО владеет умениями:
Анализировать и оценивать уровень обученности, воспитанности, развития детей;
Анализировать педагогические ситуации, педагогические явления, собственную педагогическую деятельность и деятельность других педагогов, стоящие перед ним в соответствии с образовательными программами педагогические задачи;
Планировать подготовку и проведение воспитательно-образовательных мероприятий (занятий и др.), отбирать и перестраивать учебный материал в доступной для детей форме;
Анализировать достигнутые в результате осуществления педагогического процесса достижения, выявлять причины затруднений и ошибок в педагогической деятельности;
Создавать и поддерживать благоприятный микроклимат, способствующий достижению задач обучения, воспитания и развития;
Вовлекать обучающихся в разнообразную творческую деятельность;
Комплектовать из обучающихся состав кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения и сохранять их в течение срока обучения;
Обеспечивать педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы, исходя из психофизических особенностей обучающегося;
Выявлять, развивать и поддерживать творческие способности обучающихся (в том числе детей, имеющих отклонения в развитии), формировать устойчивые профессиональные интересы и склонности;
Организовывать групповую работу и массовые мероприятия;
Оказывать консультативную помощь родителям (лицам их заменяющим), а также педагогическим работникам, в пределах своей компетентности;
Участвовать в деятельности методических объединений и других формах методической работы.
ПДО владеет практическими умениями:
Определять конкретные учебно-воспитательные задачи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
Осуществлять текущее и перспективное планирование учебно-воспитательного процесса, разрабатывать и оценивать рабочие (модернизированные, экспериментальные, авторские, комплексные) программы;
Методически грамотно строить образовательную деятельность, используя разнообразные формы, методы, средства, приемы воспитания и обучения в соответствии с поставленными конкретными задачами;
Устанавливать творческие контакты с объединениями, организациями и отдельными специалистами;
Осуществлять воспитательно-образовательную работу в соответствии с образовательными программами и избранной областью деятельности;
Обеспечивать создание благоприятной педагогической среды для творческого развития и образования детей;
Готовить детей к интеграции в обществе;
Осуществлять сотрудничество с родителями по вопросам образования детей, проведение в необходимых случаях просветительно-педагогической работы с родителями;
Повышать уровень квалификации и совершенствовать педагогическое мастерство.
Список использованной литературы
Статья "Использование проектных технологий на занятиях в организации дополнительного образования как условие социализации школьников"
ВведениеРазвитие познавательных, творческих навыков учащихся;
умение ориентироваться в информационном пространстве;
развитие критического мышления.
В основе проекта стоит решение какой-либо проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Проект предполагает не только осознание проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей (групповая работа), т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Результат выполненного проекта должен быть «осязаемым», т.е. конкретный практический результат, готовый к применению.
В процессе работы над учебным проектом учащиеся:
учатся самостоятельно представлять имеющиеся у них знания и умения в новой ситуации;
видеть новые проблемы в знакомой ситуации;
распознавать структуру объекта и его новые функции;
самостоятельно комбинировать известные способы деятельности в новые;
находить различные способы решения проблемы и альтернативные доказательства на основе известных способов деятельности.
Привлекательность метода проектов обусловлена прагматической направленностью на результат. Его можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Использование метода проектов позволяет на практике осуществить личностно ориентированное обучение, используя множество дидактических подходов, активизировать интерес и вовлеченность в работу, реализовать поставленные педагогические цели на всех уровнях .
В настоящее время в общеобразовательных учреждениях большое внимание уделяется проектной деятельности учащихся. Научно-исследовательские и проектные работы, стали одной из основных форм работы многих учеников, они носят творческий, поисковый, исследовательский характер, помогают в развитии самостоятельности, индивидуальности ребенка.
Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года «Анализ состояния теории и практики дополнительного образования, позволили расширить известные определения понятия “образовательная компетенция” это совокупность социального опыта, знаний, умений и навыков, обеспечивающих готовность учащихся к решению исследовательских задач с неформулируемым условием».
Организации дополнительного образования детей являются одним из элементов системы образования и на современном этапе развития образования, им отводится большая роль в формировании проектной компетенции учащихся. В организации дополнительного образования детей образовательная деятельность
1.Направлена на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, укреплению здоровья; на профессиональное самоопределение, адаптацию воспитанников к жизни в обществе; на формирование их общей культуры.
2.Учитываются запросы детей, потребности семьи, других образовательных учреждений, детских и юношеских объединений, национально-культурные традиции.
3.Основной реализуемой образовательной программой является дополнительная образовательная программа.
4.Создаются условия для раскрытия творческого потенциала детей.
5.Организуются и проводятся массовые мероприятия с детьми.
Эффективность применения проектной деятельности в дополнительном образовании заключается в том, что:
происходит развитие творческого мышления как обязательного условия реализации проектной деятельности;
качественно меняется роль педагога: устраняется его доминирующая роль в процессе присвоения знаний и опыта, ему приходится не только и не столько учить, сколько помогать ребенку, учиться, направлять его познавательную деятельность;
вводятся элементы исследовательской деятельности;
формируются личностные качества у учащихся, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально (групповых проектах, когда «работает» небольшой коллектив и в процессе его совместной деятельности появляется совместный продукт, развивается умение работать в коллективе, анализировать результаты деятельности, способность ощущать себя членом команды;
происходит включение учащихся в «добывание знаний» и их логическое применение (формируются личностные качества - способность к рефлексии и самооценке, умение делать выбор и осмысливать как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности).
Таким образом, мы видим, что организация дополнительного образования имеет большие возможности для организации и внедрения проектной деятельности, которая способствует социализации учащихся.
Вывод: Изучив научно-методическую литературу, ознакомившись с материалами на сайтах в сети Интернета по данной теме необходимо отметить, что дополнительное образование позволяет внедрять современные проектные технологии с целью освоения учащимися современного стандарта, реализуемого с точки зрения компетентностного подхода по формированию и развитию сквозных универсальных учебных действий, которые являются условием дальнейшей их социализации.
Опыт работы по использованию проектных технологий на занятиях в организации дополнительного образования как условие социализации школьников
Проектные технологии на теоретических занятиях
Проектные технологии обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
При планировании теоретических занятий в организации дополнительного образования особенность использования проектных технологий заключается в том, что качественно меняет роль педагога. Устраняется его доминирующая роль в процессе присвоения знаний и опыта, ему приходится не только и не столько учить, сколько помогать ребенку, учиться, направлять его познавательную деятельность.
Наиболее наглядно это видно в разработке теоретического занятия «Основы проектирования одежды для кукол» в объединении «Техники декоративно-прикладного искусства» по обработке швейных материалов (возраст учащихся 1-4 классы).
Целью занятия является формирование знаний по проектированию одежды и создание благоприятных условий для активизации познавательного интереса учащихся, реализации их способностей. Среди задач, направленных на социализацию учащихся можно выделить: воспитательные задачи - содействовать формированию и развитию самостоятельности, умению объективно осуществлять самоанализ, способствовать формированию умений работать в группе, коллективе, навыков сотрудничества, развитию толерантности и взаимопонимания. Развивающие задачи - способствовать развитию коммуникативных способностей, умению жить в коллективе. Профориентационные - способствовать формированию профессионально важных качеств личности, формированию личностного и профессионального самоопределения через развитие познавательных и профессиональных интересов.
Важно отметить прогнозируемые результаты занятия. При создании благоприятных условий для активизации познавательного интереса учащихся и реализации их способностей в игровой форме, у учащихся будут сформированы знания по проектированию одежды и навыки работы в группе, коллективе.
Планирование активных методов обучения на всех этапах занятия позволяет педагогу реализовать с пользой для учащихся поставленные предметные цели, а также цели воспитания, развития и социализации. Занятие с применением игровых технологий дает возможность педагогу в роли консультанта, наставника, старшего друга, поэтапно получать запланированные результаты деятельности учащихся на занятии.
Для организации занятия формируются малые группы «тройки», где учащиеся осуществляют различные взаимодействия, обратная связь в которых, сказывается на эффективности коммуникации. Работа в малых группах по три человека даёт возможность раскрыться каждому ребенку, а также скрыть какие-то неточности в работе.
Использование игровых методов обучения на каждом этапе, а также роль учителя как старшего товарища приводит к повышению мотивации. Рефлексия, запланированная на каждом этапе занятия, позволяет фиксировать результат учащихся по усвоению нового материала. Анализ оценки деятельности на занятии учащийся проводит самостоятельно. При разработке таких занятий по всему курсу обучения с использованием технологии активных методов обучения педагог сможет планомерно осуществлять не только обучение, но и воспитание, развитие, а также социализацию учащихся, что дает возможность в дальнейшем их успешной адаптации в самостоятельной жизни.
Краткое описание хода занятия:
Начало занятия. Метод знакомств. Метод целеполагания. Метод выяснения ожиданий и опасений.Список литературы
1.Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.
2.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
3.Кульневич, С.В.Современный урок. Часть 1 [Текст]: научно – практическое пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед.заведений, слушателей ИПК/ С.В.Кульневич, Т.П.Лакоценина. – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2006. – С.244-251.
4.Куприянов, Б.В. Воспитание и социализация в учреждениях дополнительного образования детей [Текст]: / Б.В. Куприянов // Дополнительное образование и воспитание.– 2006.– № 7.– С. 3 -7;
5.Мудрик, A.B. Социализация человека [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. 304 с.
6.Павлова, М.Б. Технология. Метод проектов в технологическом образовании школьников. [Текст]: пособие для учителя / М.Б.Павлова, Дж. Питт, М.И.Гуревич, И.А.Сасова – М.: Вентана – Граф. - 2003. - 296с.
7.Полат, Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса [Текст] / Е.С. Полат // Школьные технологии. - 2006. - №6. - С.43-47.
8.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
9.Романовская, М.Б. Метод проектов в учебном процессе [Текст]: методическое пособие / М.Б.Романовская. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. – 160с.
10.Сасова, И.А. Технология. Метод проектов в технологическом образовании школьников [Текст]: пособие для учителя.- Москва: Издательский центр Вентана – Граф.- 2008- 294 с.
11.Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся [Текст]: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С.Сергеева. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006. – 80 с.
12.Сериков, В.В. Обучение как вид педагогической деятельности [Текст]: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Сериков; под. Ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Академия, 2008. – 256с.
13.Сластенин, В. А. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. 4-е изд., стереотип. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – М., 2005. – 172 с.
14.Солодухина, Н.Н. Подготовка к ЕГЭ по географии на основе проектной деятельности [Текст]: / Н.Н.Солодухина, О.А.Хлебосолова // География в школе. – 2008. - №2 – С.51-53.
15.Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов/ Б.В. Куприянов и др. / под ред. A.B. Мудрика. М.: Academia, 2004. - 239 с.
16.Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского [Электронный ресурс] /ЯГПУ, Отдел образовательных информационных технологий. Образовательные технологии. Учебно-методическое пособие.
17.Шевченко, Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания [Текст]: / Н.И. Шевченко – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008.-208с.
Сценарий творческого отчёта в ДДТ
Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной деятельности обучающихся.
Главной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность воспитанника, соответствующую его личным интересам.
В настоящее время метод проектов достаточно широко внедрен в систему школьного образования. Возможности данной технологии в системе дополнительного образования используются в незначительной степени. Между тем, дополнительное образование - почва для развития и внедрения технологий проектирования, поскольку имеет следующие обязательные признаки:
Проект в рамках дополнительного образования - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:
Проектная деятельность во Дворце творчества детей и молодежи ведется в соответствие с технологией - поэтапно. Работа над проектом начинается с постановки целей. Грамотно сформулировать цели - особое умение. Именно эти цели являются движущей силой каждого проекта, и все усилия его участников направлены на то, чтобы их достичь. Сначала определяются самые общие цели, затем постепенно они все больше детализируются, пока не спустятся на уровень максимально конкретных задач, стоящих перед каждым участником работы. Если не пожалеть времени и усилий на целеполагание, работа над проектом в этом случае превратится в пошаговое достижение поставленных целей от низших к высшим. В таком случае проектная деятельность выводится на уровень технологии.
Примером такой работы может служить интеграционный проект Дворца творчества, посвященный 65-летию Великой Победы "И помнит мир спасенный:"
В начале учебного года мы подумали: " Война, все, что с ней связано - святая тема для большинства людей, живущих в нашей стране. Но, что это значит для каждого человека? Нужно ли помнить об этом молодым людям, живущим спустя много лет после окончания Великой Отечественной Войны? И что значит - помнить о войне?"
Наверное, наша память должна быть выражена каким-то конкретным действием, усилием рук, души, ума - делом.
Мы обратились с предложением объединиться и сделать что- то каждому в отдельности и в то же время сообща - вместе.
Так зародилась идея о нашем общем проекте:
На наше обращение откликнулись педагоги вместе с ребятами. Кто-то уже не первый год конкретными действиями поддерживает ветеранов Великой Отечественной Войны, кто-то впервые задумался о войне.
Цель проекта: создание условий для социальной реализации личности воспитанников, гражданского становления.
Задачи:
в обучении:
в воспитании:
в развитии:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДХОДОВ.
Педагогический совет.
Проектная деятельность - технология дополнительного образования. Теория вопроса.
Проектирование - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.
Этапы работы над проектом.
1. Предпроект (подготовительный).
Определение цели, выявление проблемы, формулирование темы проекта, прогнозирование результата
2. Этап планирования работы над проектом.
3. Аналитический этап.
Сбор информации, систематизация данных, постановка эксперимента, изготовление моделей (макеты, сценарии).
4. Этап обобщения.
Оформление результата, выбор способа представления результата
5. Итоговый этап.
Презентация полученных результатов, осмысление результатов.
Типология проектов.
1. Исследовательские.
Требуют хорошо продуманной структуры, целей и методов исследования, экспериментальных опытных работ, методов обработки результатов
2. Творческие.
Не имеют детально проработанной структуры, она развивается по ходу работы, четко планируется конечный результат
3. Игровые.
Структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя роли, обусловленные содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные и деловые отношения.
4. Информационные.
Направлены на подбор информации о каком-либо объекте. Продумываются методы получения и обработки информации.
5. Практико-ориентированные.
Четко обозначенный результат, тщательно продуманная структура с координацией этапов работы. Особое значение имеет презентация с последующей оценкой результата.
Особенности проектирования
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (предпроектный).
Разработка поэтапной работы над проектом
Дворца творчества детей и молодежи, посвященного 65-летию Великой Победы
"И помнит мир спасенный:"
Этап. | Содержание. | Сроки проведения. |
1. Подготовительный этап. | Погружение в тему проекта. Способы и формы:
|
19 октября - 31 октября |
2. Этап планирования работы над проектом | Определить форму и содержание своего
личного участия в общем проекте. Возможные формы или способы представления результата - продукт: компьютерная презентация; спектакль; стенд; видеофильм; пано; выставка (художественная, фото, декоративно-прикладные и т.д.); музыкально-литературная гостиная; семейный архив; отдельные и совместные композиции (хореографические, музыкальные, поэтические) |
1 ноября- 9 ноября; сдать заявку! |
3. Этап реализации задуманного. | Деловая встреча педагогов-участников
проекта.
Работа по индивидуальным планам. По ходу работы возможно представлять текущий результат (собранный материал, презентацию, композицию, рисунки и т.д.). |
ноябрь |
4. Этап обобщения. | Круглый стол (встреча руководителей и
участников проектов с целью обсуждения идущей
работы, обмена опытом и подведения промежуточных
результатов) Оформление результатов и подготовка их представления на итоговом форуме. |
Февраль-апрель |
5. Итоговый этап. | День памяти. Форум, на котором будут представлены все проекты, посвященные 65-летию Великой Победы. |
Май |
ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДУМАННОГО
Примеры проектов коллективов.
Коллектив. | Форма конечного результата. | Название. |
Хоровая студия "Малиновка" Фольклорный ансамбль "Рябинушка" ОРНИ "Росинка" |
Музыкальная гостиная | "Поклонимся великим, тем годам" |
Изостудия "Синтез" | Авторская выставка | "День Победы" |
Студия керамики и лепки | Коллективная выставка | "Победителям посвящается" |
Студия "Узоры" | Коллективное панно | "Красота спасет мир" |
Детский научный клуб | Коллекция открыток | "Поздравление своими руками" |
Компьютерный класс "Алькор" | Авторские проекты | "Песни военных лет" "Курская битва" "Артиллерийское оружие" |
Мастерская гобелена и батика | Авторская работа | "За полчаса до победы" |
Мастерская бисероплетения "Эдельвейс" | Коллективное панно | "Память" |
"Народные художественные промыслы" | Авторская выставка | "Война глазами детей" |
Клуб "Водолей" | Стенд по итогам походов по местам боевой славы | "По дорогам памяти:" |
Клуб "Азимут" | Интеллектуальный марафон | "Великая Отечественная Война" |
Студия раннего творческого развития "Гармония" | Альбом | "Семейная летопись" |
КСП "Надежда" | композиция | "Песни о войне" |
РВО "Надежда" | Социальные проекты: Минута молчания |
"Чтобы помнили" |
Шахматная секция "Каисса" | Стенгазета | "Оборона Москвы" |
Ансамбль "Арабески" | Композиция | "Возрождение" |
Ансамбль "Акварель" | Композиция | "Дорогами войны" |
Секция каратэ | Фотоальбом | "Путь к победе" |
Мастерская современного танца | Композиция | "Письма войны" |
ЭТАП ОБОБЩЕНИЯ.
Круглый стол участников проекта
Обращение к участникам Круглого стола.
Мы собрались обменяться опытом и подвести промежуточные результаты проекта Дворца творчества, посвященного 65-летию Великой Победы.
Пришло время самых активных действий!
Если ты и твой коллектив еще не присоединились к нашему общему делу, вы можете: сделать пригласительные билеты на наш Форум собрать информацию о родных и близких - участниках ВОВ, кого мы можем пригласить на наш Форум.
Программа работы Круглого стола.
Ход подготовки проектов в детских объединениях
Из опыта создания проекта
Предложения коллективов о совместной работе: Мастерская современного танца, Детский научный клуб.
Подготовка к презентации проекта.
ИТОГОВЫЙ ЭТАП.
Форум воспитанников, педагогов и родителей Дворца творчества.
Форум - это место, где встречаются единомышленники, люди объединенные общим делом.
На нашем Форуме собрались ребята и взрослые из разных коллективов Дворца, занимающиеся различными видами деятельности, связанными с музыкой, спортом, хореографией, компьютерными технологиями. Но, объединила нас тема Великой Отечественной Войны и Великой Победы нашего народа в этой страшной войне.
В нашем проекте приняли участие ребята и взрослые из 28 коллективов Дворца. Это результат совместных усилий детей и их родителей, бабушек и дедушек. Из семейных архивов извлечены годами хранимые реликвии, собрана и осмыслена информация о людях, прошедших страшные испытания войны, о ходе боевых действий.
Каждая представленная работа нашего Проекта - это дань памяти погибшим и благодарность живым, участвовавшим в Великой Отечественной Войне.
Программа Форума:
16.00 Встреча участников и гостей Форума.
Вручение программы и памятного значка.
16.00 - 17.00 Выставка проектных работ. Авторские презентации.
Вручение дипломов участникам комплексного проекта Дворца творчества "И помнит мир спасенный:"
17.00- 18.15 Музыкально-поэтическая композиция.
Торжественное награждение участников Форума и воспитанников Дворца по итогам учебного года.
Общий результат единого проекта Дворца творчества "И помнит мир спасенный:":