Гротескный бездушный автоматизм. Литературный диктант

Другая характерная особенность художественной структуры "истории одного города" состоит в том, что все события, сцены правдоподобные и достоверные сочетаются с ней с фигурами и сценами фантастическими, в реальной жизни невозможными.

Заглянем, например, в "Опись градоначальников", в которой Щедрин знакомит нас с многообразием лиц, в разное время правивших Глуповым. С первого взгляда нет ничего необычного: фамилия есть, имя-отчество есть и чин. И качествами некоторые наделены правдоподобными.

В то же время встречаются необычные характеристики и детали.

Так, бригадир Иван Матвеевич Баклан описан следующим образом: "Был роста трёх аршин и трёх вершков, и кичился тем, что происходит по прямой линии от Ивана Великого (известная в Москве колокольня). Переломлен пополам во время бури, свирепствовавшей в 1761 году"

Маркиз де Санглот "летал по воздуху в городском саду и чуть было не улетел совсем, как зацепился фалдами за шпиц, и оттуда с превеликим трудом снят" .

Статский советник Никодим Осипович Иванов "был столь малого роста, что не мог вмещать пространных законов. Умер в 1819 году от натуги, усиливаясь постичь некоторый сенатский указ" .

Достоверное, правдоподобное и фантастическое в сатире Щедрина сосуществуют, взаимодействуют между собой. Благодаря этому те или иные стороны жизни поворачиваются к читателю как бы заново, обнажается их истинная сущность.

В реальной действительности внутренние жизненные закономерности оказываются скрытыми в однообразной повседневности. Но если в этой повседневности происходит что-то необыкновенное, человек останавливается и начинает размышлять над тем, что бы это могло означать.

Сочетание достоверного и фантастического в сатире Щедрина преследует аналогичную цель. Вторжение фантастики в повседневную действительность призвано привлечь внимание читателя к таким закономерностям жизни, которые обычно ускользали от взора.

Гротесковые фигуры градоначальников

В описи градоначальников даются краткие характеристики глуповских государственных деятелей, воспроизводится сатирический облик наиболее устойчивых особенностей русской истории, неизменно повторяющихся во все эпохи и все времена. Феофилакт Беневоленский и Василиск Бородавкин вошли в историю повсеместным и насильственным насаждением в Глупове игры ламуш, горчицы и лаврового листа, прованского масла и персидской ромашки. Амадей Клементий прославил себя усердным принуждением обывателей к стряпне макарон. Онуфрий Негодяев размостил вымощенные его предшественниками улицы и из добытого камня настроил монументов. Угрюм-Бурчеев разрушил старый город и построил другой на новом месте. Перехват-Залихватский сжёг гимназию и упразднил науки. Уставы и циркуляры, сочинением которых прославились губернаторы, бюрократически регламентируют жизнь обывателей вплоть до бытовых мелочей, вплоть до указов "О добропорядочном пирогов печении".

Заострения и преувеличения художественных образов писатель достигает многообразными художественными средствами. Создавая образы гардоначальников, сатирик широко пользуется приёмом, который можно было бы назвать приёмом "кукольности".

Его градоначальники напоминают мерзких и свирепых марионеток. Этот приём избран Щедриным не случайно. В его основу положена правда жизни и глубокая мысль. Потребность творить насилие вошла в их плоть и кровь, грабёж стал повседневной привычкой. Поэтому они и лишены всяких человеческих черт и даже человеческого облика. Властители Глупова - это уже не люди, а живые куклы. Свои функции они способны выполнять автоматически. Им для этого, как то доказывает пример Брудастого, даже головы не нужно. В голове этого администратора вместо мозга действует нечто вроде шарманки ("органчика"), наигрывающей два слова-окрика: "разорю!" и "не потерплю!". Рассказывается о том, как однажды сломался механизм в голове Брудастого, как он исчез с глаз обывателей, удалившись в свой кабинет. Письмоводитель, вошедший утром с докладом, "увидел в кабинете такое зрелище: градоначальниково тело, облечённое в вицмундир, сидело за письменным столом, а перед ним, на кипе недоимочных реестров, лежала, в виде щегольского пресс-папье пустая градоначальникова голова . Пока местный мастер пытался починить сломавшийся "органчик", в Глупове начался "бунт", первопричиной которого стало неистребимое начальстволюбие. Взбесившаяся толпа сбежалась к дому помощника градоначальника с истошным криком: "Куда ты девал нашего батюшку?!".

Так высмеивает Щедрин бюрократическую бездумность русской государственной власти, а также безграничное доверие к ней обывателей. К Брудастому примыкает другой градоначальник с искусственной головой - Прыщ. У Прыща голова фаршированная, поэтому он совершенно неспособен управлять, а его девиз - "отдохнуть-с". И хотя глуповцы вздохнули при новом правителе, суть их жизни мало изменилась: и в том, и в другом случае судьба города находилась в руках безмозглых властей.

Нельзя не заметить, что в основе щедринской фантастики и гротеска лежит народный взгляд на вещи, что многие фантастические образы являются не чем иным, как развёрнутыми метафорами, почерпнутыми из русских пословиц и поговорок. И "органчик" у Брудастого, и "фаршированная голова" у Прыща восходят к распространённым в народе пословицам, поговоркам и фразеологическим выражениям: "на тулово без головы шапки не пригонишь", "тяжело голове без плеч, худо телу без головы", "у него голова трухой набита", "потерять голову", "хоть на голове-то густо, да в голове пусто". Богатые сатирическим смыслом народные присловья без всякой переделки попадают в описание глуповских войн и междоусобиц.

Атмосфера гневного презрения, беспощадной издёвки, решительной критики окружает все фигуры градоначальников. Однако наибольшего накала, силы, насыщенности сатира Салтыкова-Щедрина достигает в образе Угрюм-Бурчеева, где слились и бездушный автоматизм Органчика, и карательная неуклонность Фердыщенки, и педантизм Двоекурова, и жестокость Бородавкина, и одержимое идолопоклонничество Грустилова. "Угрюм-Бурчеев был прохвост в полном смысле этого слова. Не потому только, что он занимал эту должность в полку, но прохвост всем своим существом, всеми помыслами" . В понятии "прохвост", в узком (профессиональном) и широком (ругательном) смысле слова, соединилось для писателя всё зло, какое существует в мире, враждебном жизни, человеческой и природной. Рассказ об Угрюм-Бурчееве развёртывается в сурово-трагической интонации. Здесь автор охватил своей сатирой и ярко отобразил весь набор всевозможных ухищрений антинародной власти, все её политические постулаты, всю её законодательно-административную систему, основанную на принуждении, муштре, постоянном порабощении и угнетении народных масс. В казарменном идеале Угрюм-Бурчеева запечатлены эксплуататорские режимы не одной только эпохи и не одной конкретной страны, а многих эпох и многих стран.

Гротескный образ глуповцев

Глупов в книге Щедрина - это особый порядок вещей, составными элементами которого являются не только администрация, но и народ - глуповцы. Щедрин подвергает сатире наиболее слабые стороны народного миросозерцания. Писатель показывает, что народная масса в основе своей политически наивна, что ей свойственно неиссякаемое терпение и слепая вера в начальство, в верховную власть.

"Мы люди привышные! - говорят глуповцы. - Мы перетерпеть могим. Ежели нас теперича в одну кучу сложить и с четырёх концов запалить - мы и тогда противного слова не молвим!" . Энергии административного действия противопоставляется энергия бездействия, "бунт" на коленях: "Что хошь с нами делай! - говорили одни, - хошь - на куски режь; хошь - с кашей ешь, а мы не согласны!" - "С нас, брат, не что возьмёшь! - говорили другие, - мы не то что прочие, которые телом обросли! Нас, брат, и уколупнуть негде!". И упорно стояли при этом на коленях" . "Мало ли было бунтов! - с гордостью говорят о себе глуповские старожилы. - У нас, сударь, насчёт этого такая примета: коли секут - так уж и знаешь, что бунт!" .

Когда же глуповцы "берутся за ум", то, "по вкоренившемуся исстари крамольническому обычаю", они или посылают ходока, или пишут прошения на имя высокого начальства: "’’Ишь, поплелась! - говорили старики, следя за тройкой, уносившей их просьбу в неведомую даль, - теперь, атаманы-молодцы, терпеть нам недолго! ’’. И действительно, в городе вновь сделалось тихо; глуповцы никаких новых бунтов не предпринимали, а сидели на завалинках и ждали. Когда же проезжие спрашивали: как дела? - то отвечали: ’’Теперь наше дело верное! Теперича мы, братец мой, бумагу подали! ’’" .

В сатирическом свете предстаёт и "история глуповского либерализма" в рассказах об Ионке Козыреве, Ивашке Фарафонтьеве и Алёшке Беспятове. Мечтательность и незнание практических путей осуществления своих мечтаний - таковы характерные признаки глуповских либералов. Политическая наивность народа звучит даже в самом его сочувствии своим заступникам: "Небось, Евсеич, небось! - провожают глуповцы в острог правдолюбца Евсеича, - с правдой тебе везде будет жить хорошо!." . Следует отметить, что в сатире на народ, в отличие от обличения градоначальников, Щедрин строго соблюдает границы той сатиры, которую сам народ создал на себя, широко использует фольклор. И если сатира на градоначальников беспощадна в своей разоблачающей силе, то смех над "обывателями" наполнен теплотой и сочувствием. "Чтобы сказать горькие слова обличения о народе, он взял эти слова у самого народа, от него получил санкцию быть его сатириком", - писал А.С. Бушмин .

В заключительных главах всё ярче проявляются мысли писателя о том, что глупость, пассивность, которую, казалось бы, автор высмеивает в глуповцах, на самом деле образуют лишь "искусственные примеси". Жители, по твёрдому убеждении автора, могут быть способны и на протест, и на упорство. Есть в народной массе смелые, отважные люди, героические личности, правдолюбцы, наделённые незаурядной нравственной силой. В этом отношении символичным является сравнение с рекою, которая, несмотря на все ухищрения Угрюм-Бурчеева, упрямо текла в прежнем направлении.


^ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ДИКТАНТ

словарная работа по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»
Цель: предупреждение орфографических ошибок при написании сочинения; выяснение степени понимания текста.

Задание: написать слова без орфографических ошибок; дать лексическое значение выделенных слов; дать определение термина «диалектика души».

Примечание. Методика проведения диктанта такая же, как при словарном диктанте на уроках русского языка.
1) Лысые Горы;

2) адъютант;

3) Багратион;

4) масонство;

5) Болконский;

6) главнокомандующий.

7) батарея;

8) артиллерия;

9) Ростова;

10) французские;

11) пистолет;

12) конница;

13) канонада;

14) колонна;

15) картечь;

16) неприятель;

17) Аустерлиц;

18) мазурка;

19) Богучарово;

20) опасность;

21) Безухов;

22) генерал-аншеф;

23) по-русски;

24) лафет;

25) кивер;

26) снаряд;

28) Наполеон Бонапарт;

29) кавалерия;

30) Долохов;

31) штаб-офицер;

32) гренадеры;

33) Билибин;

34) сраженье;

35) шомпол;

36) контузия;

37) раненый;

38) пехота;

39) батальон;

40) денщик.

^ ПОГРУЖЕНИЕ В ТЕКСТ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Анализ эпизода
Задание: письменно проанализируйте эпизоды «Встреча князя Андрея с дубом» (том II, часть 3, гл. 1, 3), используя предложенный план.

1. Отметьте в тексте сцены описания природы.

2. Какое место занимает пейзаж? Картины природы развернуты или лаконичны?

3. Определите функции каждой картины природы в произведении (создает определенный настрой, создает впечатление ощущения времени, характеризует место действия (экзотические, географические определения), соотносится с мыслями и чувствами персонажей, предваряет или настраивает на события, символизирует их или выражает философию автора, его понимание мира, рисует социальное отношение, является важным элементом сюжета).

4. Охарактеризуйте композицию пейзажа (ракурс изображения, смена планов (план - один взгляд), панорама, масштаб изображения, стереоскопичность (глубина) изображения, наличие звукообразов, запахи, звукозапись, светотени).

5. Чьими глазами дана картина, какие детали подчеркнуты и почему?

6. Какой пейзаж по цветовому решению?

7. Сделайте выводы о своеобразии пейзажа у автора. Какие картины и явления природы преобладают, какое время года и суток рисует, городской или сельский пейзаж, функции пейзажа, изобразительно-выразительные средства, композиционные особенности пейзажа (от общего к частному, от детали к общему). Типы пейзажа у автора: по позиции автора (лирический, эпический, драматический), по методу (романтический, реалистический, в духе сентиментализма), по содержанию (философский, социальный, натуралистический).

8. Как характер пейзажа определяется жанром произведения? Какие традиции использованы и в чем их новаторство, если оно есть?

9. Как через пейзаж выражается отношение автора к изображаемому событию или герою?

Составление портретной характеристики персонажа

А. Болконский
1. Как представлен персонаж внешне (походка, жесты, голос, манера одеваться, лицо, фигура, рост)? Какие детали выделены особенно рельефно?

2. Каким вы представляете персонаж, почему он таким вам представляется, где автор вводит описание внешности, как он это делает?

3. Каков фон портрета? Какую роль он играет?

4. Каков ракурс изображения (крупный, общий, средний план), деталь?

6. Что можно сказать об авторской манере создания портрета (лаконичный, развернутый, детализирующий, подробный, портрет с доминантой, в динамике, в статике, при помощи прямой или косвенной характеристики, мимический портрет, идеализированный, гротескный, живописный, графический, романтический, реалистический)?

7. Служит лишь для описания внешности или через него выражается характер персонажа?

8. Как через портрет выражается отношение автора к персонажу?

Составление характеристики персонажа

Наташа Ростова
I. Место персонажа в системе образов произведения.
II. Персонаж как определённый социальный тип.

1. Социальное и материальное положение.

2. Внешность.

3. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг интересов, привычек и склонностей:

а) характер деятельности и основные жизненные устремления;

б) влияние па окружающих.

4. Область чувств:

а) отношение к окружающим;

б) особенности внутренних переживаний.

6. Личные черты, которые выявляются в произведении:

в) через характеристику других действующих лиц;

г) предысторией или биографией;

л) через цепь поступков;

е) в речи;

ж) окружающей обстановкой.
III. Какая общественная проблема привела автора к созданию образа?

^ ТЕСТ


Задание 1.

Аллегория - это:

1. Один из тропов, иносказание, изображение какой-нибудь отвлеченной идеи в конкретном, отчетливо предоставляемом образе.

2. Художественный прием, заключающийся в использовании прозрачного намека на какой-нибудь хорошо известный бытовой, литературный или исторический факт вместо упоминания самого факта.

3. Художественное противопоставление характеров, обстоятельств, понятий, образов, композиционных элементов, создающее эффект резкого контраста.
Задание 2.

Выстроить данные понятия по мере увеличения силы воздействия:

1. … ирония

2. … сарказм

3. … гротеск

4. … ………….сатира
Задание 3.

Сатира - это:

1. Один из видов комического, скрытая насмешка, основанная на том, что слово или выражение употребляется в значении, противоположном общепринятому.

2. Один из видов комического, едкая, злая, издевательская насмешка.

3. Один из видов комического, изображение каких-либо недостатков, пороков человека и общества.
Задание 4.

Гипербола - это:

1. Один из тропов, художественное преувеличение, суть которого заключается в усилении каких-либо качеств.

2. Один из тропов, заключающийся в намеренном неправдоподобном художественном преуменьшении.

3. Один из тропов, заключающийся в сопоставлении предметов или явлений, обладающих общим признаком, для пояснения одного другим.
Задание 5.

Из каких сказок Салтыкова-Щедрина приведены ответы:

1. «Служили (они) в какой-то регистратуре; там родились, воспитывались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности».

2. «В некотором царстве, в некотором государстве жил был… жил и, на свет глядючи, радовался. Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. И был тот... глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое».

3. «И вдруг он исчез. Что тут случилось! - Щука ли его заглотала, рак ли клешней перешиб или сам своей смертью умер и всплыл на поверхность, - свидетелей ему не было. Скорее все го - сам умер».
Задание 6.

Подберите из правого столбика недостающие слова таким образом, чтобы названия сказок Салтыкова-Щедрина были восстановлены:

1. «... на воеводстве» орёл

2. «...-меценат» медведь

3. «...- идеалист» заяц

4. «...- челобитчик» карась

5. «Самоотверженный...» ворон
Задание 7.

Эзопов язык - это:

1. Художественное преувеличение.

2. Иносказание.

3. Художественное сравнение.
Задание 8.

В романе Салтыкова-Щедрина «История одного города» градоначальники сменяют друг друга, что сопровождается усилением сатиры писателя. Найдите соответствие градоначальников и характеристик их деятельности:

1. Гротескный бездушный автоматизм.

2. Неограниченная деспотия.

3. Карательная неуклонность.

4. Скрупулезный канцелярский бюрократизм.

5. Жестокая бюрократическая въедливость.

6. Идолопоклонническая одержимость.

Грустилов.

Двоекуров.

Фердыщенко.

Брудастый.

Угрюм-Бурчеев.

Бородавкин.
Задание 9.

О ком писал М. Е. Салтыков-Щедрин «Если бы вместо слова «органчик» было бы поставлено слово «дурак», то рецензент, наверное, не нашел бы ничего неестественного...»?

1. Угрюм-Бурчеев.

2. Грустилов.

3. Фердыщенко.

4. Брудастый.
Задание 10.

Каждый образ градоначальника является обобщенным образом своей эпохи. Казарменный идеал кого из градоначальников вбирает в себя наиболее яркие приметы реакционных политических режимов разных стран и эпох:

1. Бородавкин.

2. Грустилов.

3. Угрюм-Бурчеев.

4. Брудастый.
Задание 11.

Перу М. Е. Салтыкова-Щедрина не принадлежит:

1. «Пошехонская старина».

2. «Господа Головлёвы».

3. «История одного города».

4. «Накануне».
Задание 12.

Главным «оружием» писателя является:

1. Реальное изображение действительности

3. Яркое изображение характеров.

4. Революционность.
Ключ

2) Ирония, сатира, сарказм, гротеск.

5) 1 - «Как один мужик двух генералов прокормил», 2 - «Дикий помещик», 3 - «Премудрый пескарь».

6) 1 - медведь, 2 - орёл, 3 - карась, 4 - ворон, 5 -заяц.

8) 1 - Брудастый, 2 - Угрюм-Бурчеев, 3 - Фердыщенко, 4 - Двоекуров, 5 - Бородавкин, 6 - Грустилов.

^ ИМЕННОЙ ДИКТАНТ

по повести М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города».
«УЗНАЙ ГЕРОЯ»
Задание: по краткому описанию назвать градоначальника.
Бывалый прохвост. Разрушил старый город и построил другой на новом месте.

(Угрюм-Бурчеев .)

Имел необычное имя - Ангел, французский выходец. Любил рядиться в женское платье и лакомился лягушками. По рассмотрении, оказался девицею.

(Дю Шарио .)

Оказался с фаршированной головой, в чём и уличён местным предводителем дворянства.

(Прыщ .)

Друг Карамзина. Отличался нежностью и чувствительностью сердца, любил пить чай в городской роще и не мог без слёз видеть, как токуют тетерева. Оставил после себя несколько сочинений идиллического содержания и умер от меланхолии.

(Грустилов .)

Черкашенин, потомок сладострастной княгини Тамары. Имел обольстительную наружность и был столь охоч до женского пола, что увеличил глуповское народонаселение почти вдвое. Оставил полезное по сему предмету руководство. Умер от истощения сил.

(Микаладзе .)

Был столь малого роста, что не мог вмещать пространных законов. Умер от натуги, усиливаясь постичь некий сенатский указ.

(Иванов .)

Назначен был впопыхах и имел в голове некое особливое устройство. Мог произносить только две фразы: «Не потерплю!» и «Разорю!», это не помешало ему, впрочем, привести в порядок недоимки.

(Брудастый, «Органчик».)

Был роста трёх аршин и трёх вершков и кичился тем, что происходит по прямой линии от Ивана Великого (известная в Москве колокольня). Переломлен пополам во время бури.

(Баклан .)

Французский выходец и друг Дидерота. Отличался легкомыслием и любил петь непристойные песни. Летал по воздуху в городском саду, и чуть было не улетел совсем, как зацепился фалдами за шпиц, и оттуда с превеликим трудом снят. За эту затею уволен.

(^ Маркиз де Санглот .)

Бывший денщик князя Потемкина. При весьма обширном уме был косноязычен. Любил есть буженину и гуся с капустой. Во время его градоначальствования город подвергся голоду и пожару. Умер от объедения.

(Фердыщенко .)

^ ИСТОРИЧЕСКИЙ БРЕЙН-РИНГ

по повести М. Е. Салтыкова-Щедрина
«ИСТОРИЯ РОССИИ В “ИСТОРИИ ОДНОГО ГОРОДА”»
1. В тексте повести есть упоминание о французской девице де Сан-Кюлот. Какова этимология этой фамилии?

2. Один из персонажей повести бедная вдова Ираида Лукинишна IIалеологова. На какую русскую императрицу намекает автор? Что означает ее фамилия?

3. Один из градоначальников - Брудастый Дементий Варламович. Какой поодтекст заключен в его фамилии?

4. «... Предводительствуемые излюбленным гражданином Пузановым». Какое лексическое значение изначально имело слово «излюбленный»? Как следует правильно понимать эту фразу?

5. Представителем какого литературного направления можно считать Эраста Андреевича Грустилова?

6. В произведении есть упоминание о карточной игре «В носки». В чём она заключалась?

7. В тексте повести есть упоминание о Стрелецкой слободе. Чем в истории России знамениты стрельцы?

8. «Явился проповедник, который перелагал фамилию Бородавкина на цифры и доказывал, что ежели выпустить букву «Р», то выйдет 666, то есть князь тьмы...» Как проповедник мог перелагать фамилию на цифры?

10. Микаладзе в своем сочинении заметил, что идеальный рост градоначальника должен быть между шестью и восемью вершками. Каков должен быть рост градоначальника в сантиметрах?

11. «...В числе их оказались военачальники и первых трех классов особы...» Что это за классы? Кто их придумал? Как назывался документ с их указанием?

12. Микаладзе в своем сочинении упоминает, что один из градоначальников был прозван в народе «одною из тощих фараоновых коров». Какой миф здесь использован?

13. «Штокфиш была полная, белокурая немка, с высокою грудью, с румяными щеками и с пухлыми, словно вишня, губами». Кого из реальных исторических лиц имел в виду Салтыков-Щедрин?

14. «...Глуповцы решили строить башню, с таким расчетом, чтобы верхний её конец непременно упирался в небо». Сюжет какого мифа здесь использован?

15. Один из градоначальников носил фамилию Баклан. Какое лексическое значение имело в ХIХ веке это слово?
Ответы к историческому брейн-рингу

по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина
1. Почётное наименование якобинцев.

2. Намёк на императрицу Анну Иоанновну (годы правления 1730-1740). Палеологи - династия византийских императоров. На племяннице последнего византийского императора Константина Палеолога был женат Иван III.

3. Брудастые - порода русских гончих, отличавшихся «сварливым» характером и злобой.

4. Излюбленный - выбранный на какую-либо общественную должность.

6. Незамысловатая карточная игра, в которой проигравшего бьют картами но носу.

7. Стрельцы неоднократно принимали участие в различных политических и социальных волнениях (например, при Петре I).

8. Буквы славянского алфавита помимо основного имеют числовое значение, если пишутся под значком «титло». Каждую фамилию, имя можно переложить на цифры. Смысловые расшифровки «звериного числа» были особенно распространены среди раскольников-старообрядцев.

9. Сделав фамилию Угрюм-Бурчеева созвучной Аракчееву, а его образ жизни похожим на образ жизни князя Святослава Игоревича, автор вместе с тем наделил персонажа портретным сходством с императором Николаем I.

10. Идеальный рост градоначальника должен составлять примерно 170-177 сантиметров.

11. Согласно введённой Петром I в 1722 году «Табели о рангах», все официальные должности в армии, флоте и бюрократическом государственном аппарате были разделены на 14 классов, или рангов. К первым трём относились канцлер, действительный тайный советник и тайный советник.

12. В Библии есть миф, который повествует о сне, приснившемся фараону, где семь тощих коров съели семь «тучных» и остались так же худы. По разъяснению Иосифа, толкователя снов, семь тощих коров - предвестники семи голодных лет в Египте.

14. В тексте использован миф о Вавилонской башне, когда люди захотели построить высокую (до небес) башню, в наказание бог смешал языки строителей.

15. «Баклан», по определению Даля, - «болван, чурбан, чурка...».

словарная работа по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»
Цель: предупреждение орфографических ошибок при написании сочинения; выяснение степени понимания текста.

Задание: написать слова без орфографических ошибок; дать лексическое значение выделенных слов; дать определение термина «диалектика души».

ТЕСТ

по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина
Задание 1.

Аллегория - это:

1. Один из тропов, иносказание, изображение какой-нибудь отвлеченной идеи в конкретном, отчетливо предоставляемом образе.

2. Художественный прием, заключающийся в использовании прозрачного намека на какой-нибудь хорошо известный бытовой, литературный или исторический факт вместо упоминания самого факта.

3. Художественное противопоставление характеров, обстоятельств, понятий, образов, композиционных элементов, создающее эффект резкого контраста.
Задание 2.

Выстроить данные понятия по мере увеличения силы воздействия:

1. … ирония

2. … сарказм

3. … гротеск

4. … ………….сатира


Задание 3.

(Цветаева .)

7. У него в имении сгорела личная библиотека.

(Блок .)

8. В детстве он боялся субботы, так как в этот день его водили в баню, мыли и пытались расчесывать.

(Есенин .)

9. Его дед был знаменитым ботаником, а отец жены - знаменитым химиком.

(Блок .)

10. Он был очень тщеславен, участвовал в Первой мировой войне, был награжден двумя Георгиевскими крестами.

(Гумилёв .)

11. Предположительно, покончил жизнь самоубийством, застрелился.

(Маяковский .)

12. Была совершенно не приспособлена к быту.

(Ахматова .)

13. Относительно причины его смерти до сих пор спорят: одни утверждают, что повесился, другие уверены, что его убили.

(Есенин .)

14. Провожая Цветаеву в Елабугу, он перевязал её старый чемодан веревкой, крепкой, хоть, по его словам, «повесься». На этой веревке поэтесса и повесилась. Кто это был?

(Пастернак .)

15. Пошёл в очередной раз делать предложение руки и сердца, а на случай отказа сразу захватил с собой верёвку и мыло.

(Гумилёв .)

16. Помимо поэзии профессионально занимался графикой.

(Маяковский .)

17. Так хорошо умел плавать, что его использовали вместо охотничьей собаки, чтобы он плавал за подстреленными утками.

(Есенин .)

18. Её мама была знаменитой пианисткой.

(Цветаева .)

19. Ему прочили карьеру пианиста и композитора.

(Пастернак .)

20. Был расстрелян как участник Таганцевского заговора.

(Гумилёв .)

21. Её сын стал знаменитым историком. (Ахматова .)

22. Последние годы своей жизни провел в Прибалтике.

ВИКТОРИНА

по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
В ПОРТРЕТНОЙ ГАЛЕРЕЕ РОМАНА

Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО
Задание: по портрету определите героя романа.

1. Молодой человек был замечательно хорош собой, с прекрасными темными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен.

(Раскольников .)

2. Она была маленького роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами.

(Соня .)

3. Наружность его была выразительная - высокий, худой, всегда худо выбритый, черноволосый. Иногда он буянил и слыл за силача.

(Разумихин .)

4. Она была замечательно хороша собой - высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, что высказывалось во всяком жесте её и что, впрочем, не отнимало у её движений мягкости и грациозности.

(Дуня .)

5. Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые мало поседевшие волосы её были жирно смазаны маслом.

(Алёна Ивановна .)

6. Это был человек лет уж за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки.

(Мармеладов .)

7. Это была ужасно похудевшая женщина, тонкая, довольно высокая и стройная, еще с прекрасными темно-русыми волосами и действительно с раскрасневшимися до пятен щеками... Глаза её блестели как в лихорадке, но взгляд был резок и неподвижен, и болезненное впечатление производило это чахоточное и взволнованное лицо... Раскольникову она показалась лет тридцати.

(Катерина Ивановна .)

8. Девица, и собой ужасно нескладная, росту замечательно высокого, с длинными, как будто вывернутыми ножищами, всегда в стоптанных козловых башмаках, и держала себя чисто плотно... Смуглая такая, точно солдат переряженный... У неё такое доброе лицо и глаза... А улыбка у ней даже очень хорошая.

(Лизавета .)

9. Лицо его, весьма свежее и даже красивое, и без того казалось моложе своих сорока пяти лет. Темные бакенбарды приятно осеняли его с обеих сторон, в виде двух котлет, и весьма красиво сгущались возле светло-выбритого блиставшего подбородка. Даже волосы, впрочем чуть-чуть лишь с проседью, расчёсанные и завитые у парикмахера, не представляли этим обстоятельством ничего смешного или какого-нибудь глупого вида...

(Лужин .)

10. Лицо её всё ещё сохраняло в себе остатки прежней красоты, и к тому же она казалась моложе своих лет. Волосы ее уже начинали седеть и редеть, маленькие лучистые морщинки уже давно появились около глаз, щёки впали и высохли от заботы и горя, и всё-таки это лицо было прекрасно.

(Пульхерия Александровна .)

ИЗЛОЖЕНИЕ

с творческим заданием по роману Л. Н. Толстого

«Война и мир»
Пригреваемый весенним солнцем, он сидел в коляске, поглядывая на первую траву, первые листья берёзы и первые клубы белых весенних облаков, разбегавшихся по яркой синеве неба. Он ни о чём не думал, а весело и бессмысленно смотрел по сторонам.

Проехали перевоз, на котором он год тому назад говорил с Пьером проехали грязную деревню, гумны́ , зеленя́ спуск с оставшимся снегом у мо́ста, подъём по размытой глине, полосы жнивья и зеленеющего кое-где кустарника и въехали в березовый лес, зеленеющий по обеим сторонам дороги. В лесу было почти жарко, ветру почти не слышно было. Берёза, вся обсеянная зелеными клейкими листьями, не шевелилась, и из-под прошлогодних листьев, поднимая их, вылезала, зеленея, первая трава и лиловые цветы. Рассыпанные кое-где по бере́знику мелкие ели своей грубой вечной зеленью неприятно напоминали о зиме...

На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берёз, составлявших лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой берёзы. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердить и презрительным уродом стоял между улыбающимися берёзами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца.

«Весна, и любовь, и счастие! - как будто говорил этот дуб. - И как вам не надоест всё один и тот же глупый, бессмысленный обман! Всё одно и то же, и всё обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья. Вон смотрите, сидят задавленные мёртвые ели, всегда одина́кие , и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они - из спины, из боков. Как выросли - так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам».

Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу, как будто он чего-то ждал от него. Цветы и трава были и под дубом, но он всё так же, хмурясь, неподвижно, уродливо и упорно, стоял посреди их.

«Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, - думал князь Андрей, - пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, - наша жизнь кончена!». Целый новый ряд мыслей безнадёжных, но грустно-приятных в связи с этим дубом возник в душе князя Андрея. Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою жизнь и пришёл к тому же прежнему, успокоительному и безнадёжному, заключению, что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая.

(407 слов.)
Задание: с какой целью Л. Н. Толстой поместил в романе «встречу» князя Андрея с дубом?

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ДИКТАНТ

словарная работа по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»
Цель: предупреждение орфографических ошибок при написании сочинения; выяснение степени понимания текста.

Задание: написать слова без орфографических ошибок; дать лексическое значение выделенных слов; дать определение термина «диалектика души».

Примечание. Методика проведения диктанта такая же, как при словарном диктанте на уроках русского языка.
1) Лысые Горы;

2) адъютант;

3) Багратион;

4) масонство;

5) Болконский;

6) главнокомандующий.

7) батарея;

8) артиллерия;

9) Ростова;

10) французские;

11) пистолет;

12) конница;

13) канонада;

14) колонна;

15) картечь;

16) неприятель;

17) Аустерлиц;

18) мазурка;

19) Богучарово;

20) опасность;

21) Безухов;

22) генерал-аншеф;

23) по-русски;

24) лафет;

25) кивер;

26) снаряд;

28) Наполеон Бонапарт;

29) кавалерия;

30) Долохов;

31) штаб-офицер;

32) гренадеры;

33) Билибин;

34) сраженье;

35) шомпол;

36) контузия;

37) раненый;

38) пехота;

39) батальон;

40) денщик.

ПОГРУЖЕНИЕ В ТЕКСТ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Анализ эпизода
Задание: письменно проанализируйте эпизоды «Встреча князя Андрея с дубом» (том II, часть 3, гл. 1, 3), используя предложенный план.

1. Отметьте в тексте сцены описания природы.

2. Какое место занимает пейзаж? Картины природы развернуты или лаконичны?

3. Определите функции каждой картины природы в произведении (создает определенный настрой, создает впечатление ощущения времени, характеризует место действия (экзотические, географические определения), соотносится с мыслями и чувствами персонажей, предваряет или настраивает на события, символизирует их или выражает философию автора, его понимание мира, рисует социальное отношение, является важным элементом сюжета).

4. Охарактеризуйте композицию пейзажа (ракурс изображения, смена планов (план - один взгляд), панорама, масштаб изображения, стереоскопичность (глубина) изображения, наличие звукообразов, запахи, звукозапись, светотени).

5. Чьими глазами дана картина, какие детали подчеркнуты и почему?

6. Какой пейзаж по цветовому решению?

7. Сделайте выводы о своеобразии пейзажа у автора. Какие картины и явления природы преобладают, какое время года и суток рисует, городской или сельский пейзаж, функции пейзажа, изобразительно-выразительные средства, композиционные особенности пейзажа (от общего к частному, от детали к общему). Типы пейзажа у автора: по позиции автора (лирический, эпический, драматический), по методу (романтический, реалистический, в духе сентиментализма), по содержанию (философский, социальный, натуралистический).

8. Как характер пейзажа определяется жанром произведения? Какие традиции использованы и в чем их новаторство, если оно есть?

9. Как через пейзаж выражается отношение автора к изображаемому событию или герою?

Составление портретной характеристики персонажа

А. Болконский
1. Как представлен персонаж внешне (походка, жесты, голос, манера одеваться, лицо, фигура, рост)? Какие детали выделены особенно рельефно?

2. Каким вы представляете персонаж, почему он таким вам представляется, где автор вводит описание внешности, как он это делает?

3. Каков фон портрета? Какую роль он играет?

4. Каков ракурс изображения (крупный, общий, средний план), деталь?

6. Что можно сказать об авторской манере создания портрета (лаконичный, развернутый, детализирующий, подробный, портрет с доминантой, в динамике, в статике, при помощи прямой или косвенной характеристики, мимический портрет, идеализированный, гротескный, живописный, графический, романтический, реалистический)?

7. Служит лишь для описания внешности или через него выражается характер персонажа?

8. Как через портрет выражается отношение автора к персонажу?

Составление характеристики персонажа

Наташа Ростова
I. Место персонажа в системе образов произведения.
II. Персонаж как определённый социальный тип.

1. Социальное и материальное положение.

2. Внешность.

3. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг интересов, привычек и склонностей:

а) характер деятельности и основные жизненные устремления;

б) влияние па окружающих.

4. Область чувств:

а) отношение к окружающим;

б) особенности внутренних переживаний.

6. Личные черты, которые выявляются в произведении:

в) через характеристику других действующих лиц;

г) предысторией или биографией;

л) через цепь поступков;

е) в речи;

ж) окружающей обстановкой.


III. Какая общественная проблема привела автора к созданию образа?

ТЕСТ


Задание 1.

Аллегория - это:

1. Один из тропов, иносказание, изображение какой-нибудь отвлеченной идеи в конкретном, отчетливо предоставляемом образе.

2. Художественный прием, заключающийся в использовании прозрачного намека на какой-нибудь хорошо известный бытовой, литературный или исторический факт вместо упоминания самого факта.

3. Художественное противопоставление характеров, обстоятельств, понятий, образов, композиционных элементов, создающее эффект резкого контраста.
Задание 2.

Выстроить данные понятия по мере увеличения силы воздействия:

1. … ирония

2. … сарказм

3. … гротеск

4. … ………….сатира


Задание 3.

Сатира - это:

1. Один из видов комического, скрытая насмешка, основанная на том, что слово или выражение употребляется в значении, противоположном общепринятому.

2. Один из видов комического, едкая, злая, издевательская насмешка.

3. Один из видов комического, изображение каких-либо недостатков, пороков человека и общества.
Задание 4.

Гипербола - это:

1. Один из тропов, художественное преувеличение, суть которого заключается в усилении каких-либо качеств.

2. Один из тропов, заключающийся в намеренном неправдоподобном художественном преуменьшении.

3. Один из тропов, заключающийся в сопоставлении предметов или явлений, обладающих общим признаком, для пояснения одного другим.
Задание 5.

Из каких сказок Салтыкова-Щедрина приведены ответы:

1. «Служили (они) в какой-то регистратуре; там родились, воспитывались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности».

2. «В некотором царстве, в некотором государстве жил был… жил и, на свет глядючи, радовался. Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. И был тот... глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое».

3. «И вдруг он исчез. Что тут случилось! - Щука ли его заглотала, рак ли клешней перешиб или сам своей смертью умер и всплыл на поверхность, - свидетелей ему не было. Скорее все го - сам умер».
Задание 6.

Подберите из правого столбика недостающие слова таким образом, чтобы названия сказок Салтыкова-Щедрина были восстановлены:

1. «... на воеводстве» орёл

2. «...-меценат» медведь

3. «...- идеалист» заяц

4. «...- челобитчик» карась

5. «Самоотверженный...» ворон
Задание 7.

Эзопов язык - это:

1. Художественное преувеличение.

2. Иносказание.

3. Художественное сравнение.
Задание 8.

В романе Салтыкова-Щедрина «История одного города» градоначальники сменяют друг друга, что сопровождается усилением сатиры писателя. Найдите соответствие градоначальников и характеристик их деятельности:

1. Гротескный бездушный автоматизм.

2. Неограниченная деспотия.

3. Карательная неуклонность.

4. Скрупулезный канцелярский бюрократизм.

5. Жестокая бюрократическая въедливость.

6. Идолопоклонническая одержимость.

Грустилов.

Двоекуров.

Фердыщенко.

Брудастый.

Угрюм-Бурчеев.

Бородавкин.


Задание 9.

О ком писал М. Е. Салтыков-Щедрин «Если бы вместо слова «органчик» было бы поставлено слово «дурак», то рецензент, наверное, не нашел бы ничего неестественного...»?

1. Угрюм-Бурчеев.

2. Грустилов.

3. Фердыщенко.

4. Брудастый.


Задание 10.

Каждый образ градоначальника является обобщенным образом своей эпохи. Казарменный идеал кого из градоначальников вбирает в себя наиболее яркие приметы реакционных политических режимов разных стран и эпох:

1. Бородавкин.

2. Грустилов.

3. Угрюм-Бурчеев.

4. Брудастый.


Задание 11.

Перу М. Е. Салтыкова-Щедрина не принадлежит:

1. «Пошехонская старина».

2. «Господа Головлёвы».

3. «История одного города».

4. «Накануне».


Задание 12.

Главным «оружием» писателя является:

1. Реальное изображение действительности

2. Смех.


3. Яркое изображение характеров.

4. Революционность.


Ключ
2) Ирония, сатира, сарказм, гротеск.
4) 1.

5) 1 - «Как один мужик двух генералов прокормил», 2 - «Дикий помещик», 3 - «Премудрый пескарь».

6) 1 - медведь, 2 - орёл, 3 - карась, 4 - ворон, 5 -заяц.


8) 1 - Брудастый, 2 - Угрюм-Бурчеев, 3 - Фердыщенко, 4 - Двоекуров, 5 - Бородавкин, 6 - Грустилов.
10) 3.
12) 2.

ИМЕННОЙ ДИКТАНТ

по повести М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города».
«УЗНАЙ ГЕРОЯ»
Задание: по краткому описанию назвать градоначальника.
Бывалый прохвост. Разрушил старый город и построил другой на новом месте.

(Угрюм-Бурчеев .)

Имел необычное имя - Ангел, французский выходец. Любил рядиться в женское платье и лакомился лягушками. По рассмотрении, оказался девицею.

(Дю Шарио .)

Оказался с фаршированной головой, в чём и уличён местным предводителем дворянства.

(Прыщ .)

Друг Карамзина. Отличался нежностью и чувствительностью сердца, любил пить чай в городской роще и не мог без слёз видеть, как токуют тетерева. Оставил после себя несколько сочинений идиллического содержания и умер от меланхолии.

(Грустилов .)

Черкашенин, потомок сладострастной княгини Тамары. Имел обольстительную наружность и был столь охоч до женского пола, что увеличил глуповское народонаселение почти вдвое. Оставил полезное по сему предмету руководство. Умер от истощения сил.

(Микаладзе .)

Был столь малого роста, что не мог вмещать пространных законов. Умер от натуги, усиливаясь постичь некий сенатский указ.

(Иванов .)

Назначен был впопыхах и имел в голове некое особливое устройство. Мог произносить только две фразы: «Не потерплю!» и «Разорю!», это не помешало ему, впрочем, привести в порядок недоимки.

(Брудастый, «Органчик».)

Был роста трёх аршин и трёх вершков и кичился тем, что происходит по прямой линии от Ивана Великого (известная в Москве колокольня). Переломлен пополам во время бури.

(Баклан .)

Французский выходец и друг Дидерота. Отличался легкомыслием и любил петь непристойные песни. Летал по воздуху в городском саду, и чуть было не улетел совсем, как зацепился фалдами за шпиц, и оттуда с превеликим трудом снят. За эту затею уволен.

(Маркиз де Санглот .)

Бывший денщик князя Потемкина. При весьма обширном уме был косноязычен. Любил есть буженину и гуся с капустой. Во время его градоначальствования город подвергся голоду и пожару. Умер от объедения.

(Фердыщенко .)

ИСТОРИЧЕСКИЙ БРЕЙН-РИНГ

по повести М. Е. Салтыкова-Щедрина
«ИСТОРИЯ РОССИИ В “ИСТОРИИ ОДНОГО ГОРОДА”»
1. В тексте повести есть упоминание о французской девице де Сан-Кюлот. Какова этимология этой фамилии?

2. Один из персонажей повести бедная вдова Ираида Лукинишна IIалеологова. На какую русскую императрицу намекает автор? Что означает ее фамилия?

3. Один из градоначальников - Брудастый Дементий Варламович. Какой поодтекст заключен в его фамилии?

4. «... Предводительствуемые излюбленным гражданином Пузановым». Какое лексическое значение изначально имело слово «излюбленный»? Как следует правильно понимать эту фразу?

5. Представителем какого литературного направления можно считать Эраста Андреевича Грустилова?

6. В произведении есть упоминание о карточной игре «В носки». В чём она заключалась?

7. В тексте повести есть упоминание о Стрелецкой слободе. Чем в истории России знамениты стрельцы?

8. «Явился проповедник, который перелагал фамилию Бородавкина на цифры и доказывал, что ежели выпустить букву «Р», то выйдет 666, то есть князь тьмы...» Как проповедник мог перелагать фамилию на цифры?

10. Микаладзе в своем сочинении заметил, что идеальный рост градоначальника должен быть между шестью и восемью вершками. Каков должен быть рост градоначальника в сантиметрах?

11. «...В числе их оказались военачальники и первых трех классов особы...» Что это за классы? Кто их придумал? Как назывался документ с их указанием?

12. Микаладзе в своем сочинении упоминает, что один из градоначальников был прозван в народе «одною из тощих фараоновых коров». Какой миф здесь использован?

13. «Штокфиш была полная, белокурая немка, с высокою грудью, с румяными щеками и с пухлыми, словно вишня, губами». Кого из реальных исторических лиц имел в виду Салтыков-Щедрин?

14. «...Глуповцы решили строить башню, с таким расчетом, чтобы верхний её конец непременно упирался в небо». Сюжет какого мифа здесь использован?

15. Один из градоначальников носил фамилию Баклан. Какое лексическое значение имело в ХIХ веке это слово?
Ответы к историческому брейн-рингу

по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина
1. Почётное наименование якобинцев.

2. Намёк на императрицу Анну Иоанновну (годы правления 1730-1740). Палеологи - династия византийских императоров. На племяннице последнего византийского императора Константина Палеолога был женат Иван III.

3. Брудастые - порода русских гончих, отличавшихся «сварливым» характером и злобой.

4. Излюбленный - выбранный на какую-либо общественную должность.

6. Незамысловатая карточная игра, в которой проигравшего бьют картами но носу.

7. Стрельцы неоднократно принимали участие в различных политических и социальных волнениях (например, при Петре I).

8. Буквы славянского алфавита помимо основного имеют числовое значение, если пишутся под значком «титло». Каждую фамилию, имя можно переложить на цифры. Смысловые расшифровки «звериного числа» были особенно распространены среди раскольников-старообрядцев.

9. Сделав фамилию Угрюм-Бурчеева созвучной Аракчееву, а его образ жизни похожим на образ жизни князя Святослава Игоревича, автор вместе с тем наделил персонажа портретным сходством с императором Николаем I.

10. Идеальный рост градоначальника должен составлять примерно 170-177 сантиметров.

11. Согласно введённой Петром I в 1722 году «Табели о рангах», все официальные должности в армии, флоте и бюрократическом государственном аппарате были разделены на 14 классов, или рангов. К первым трём относились канцлер, действительный тайный советник и тайный советник.

12. В Библии есть миф, который повествует о сне, приснившемся фараону, где семь тощих коров съели семь «тучных» и остались так же худы. По разъяснению Иосифа, толкователя снов, семь тощих коров - предвестники семи голодных лет в Египте.

14. В тексте использован миф о Вавилонской башне, когда люди захотели построить высокую (до небес) башню, в наказание бог смешал языки строителей.

15. «Баклан», по определению Даля, - «болван, чурбан, чурка...».

ТЕСТ 9 М. Е. Салтыков-Щедрин

Задание 1

Аллегория - это:

1. Один из тропов, иносказание, изображение какой-нибудь отвлеченной идеи в конкретном, отчетливо представляемом образе.

2. Художественный прием, заключающийся в использовании прозрачного намека на какой-нибудь хорошо известный бытовой, литературный или исторический факт вместо упоминания самого факта.

3. Художественное противопоставление характеров, обстоятельств, понятий, образов, композиционных элементов, создающее эффект резкого контраста.

Задание 2

Выстроить данные понятия по мере увеличения силы воздействия:

Задание 3

Сатира - это:

1. Один из видов комического, скрытая насмешка, основанная на том, что слово или выражение употребляется в значении, противоположном общепринятому.

2. Один из видов комического, едкая, злая, издевательская насмешка.

3. Один из видов комического, изображение каких-либо недостатков, пороков человека или общества.

Задание 4

Гипербола - это:

1. Один из тропов, художественное преувеличение, суть которого заключается в усилении каких-либо качеств.

2. Один из тропов, заключающийся в намеренном неправдоподобном художественном преуменьшении.

3. Один из тропов, заключающийся в сопоставлении предметов или явлений, обладающих общим признаком, для пояснения одного другим.

Задание 5

Из каких сказок Салтыкова-Щедрина приведены отрывки:

1. «Служили [они] в какой-то регистратуре; там родились, воспитывались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности».

2.«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был … , жил и, на свет глядючи, радовался. Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. И был тот глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое».

3. «И вдруг он исчез. Что тут случилось! - Щука ли его заглотала, рак ли клешней перешиб или сам своей смертью умер и всплыл на поверхность, - свидетелей ему не было. Скорее всего — сам умер…»

П. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

П. «Дикий помещик»

П. «Премудрый пескарь»

Задание 6

Подберите из правого столбика недостающие слова таким образом, чтобы названия сказок Салтыкова-Щедрина были восстановлены:

1. «… на воеводстве». П орел

2. «… - меценат». П медведь

3. «… - идеалист». П заяц

4. «… - челобитчик». П карась

5. «Самоотверженный …». П ворон

Задание 7

Эзопов язык - это:

1. Художественное преувеличение.

2. Иносказание.

3. Художественное сравнение.

Задание 8

В романе Салтыкова-Щедрина «История одного города» градоначальники сменяют друг друга, что сопровождается усилением сатиры писателя. Найдите соответствие градоначальников и характеристик их деятельности:

1. Гротескный бездушный автоматизм.

2. Неограниченная деспотия.

3. Карательная неуклонность.

4. Скрупулезный канцелярский бюрократизм.

5. Жестокая бюрократическая въедливость.

6. Идолопоклонническая одержимость.

П Грустилов П Двоекуров П Фердыщенко П Брудастый П Угрюм-Бурчеев

П Бородавкин

Задание 9

О ком писал М. Е. Салтыков-Щедрин: «Если бы вместо слова «органчик» было бы поставлено слово «дурак», то рецензент, наверное, не нашел бы ничего неестественного…»

1. Угрюм-Бурчеев.

2. Грустилов.

3. Фердыщенко.

4. Брудастый.

Задание 10

Каждый образ градоначальника является обобщенным образом своей эпохи. Казарменный идеал кого из градоначальников вбирает в себя наиболее яркие приметы реакционных политических режимов разных стран и эпох:

1. Бородавкин. 2. Грустилов. 3. Угрюм-Бурчеев.

4. Брудастый.

Задание 11

М. Е. Салтыков-Щедрин в «Истории одного города» доказывает враждебность государственной власти народу. Покорность народа в произведении наиболее ярко проявляется:

1. В психологическом изображении личности крестьянина.

2. В изображении массовых сцен.

3. В изображении сцен народных «бунтов».

Задание 12

Перу М. Е. Салтыкова-Щедрина не принадлежит:

1. «Пошехонская старина».

2. «Господа Головлевы».

3. «История одного города».

4. «Накануне».

Задание 13

Значение творчества писателя выражается в (исключите лишнее):

1. Срывании всех и всяческих масок.

2. Показе отношения прогрессивной части российского общества к реформе 1861 года.

3. Отображении эволюции русского либерализма.

4. Обнажении государственного деспотизма.

5. Использовании гротескной фантастичности изображаемого.

Задание 14

Главным «оружием» писателя является:

1. Реальное изображение действительности.

3. Яркое изображение характеров.

4. Революционность.

10 класс Ответы к тесту «М.Е.Салтыков-Щедрин»

10 класс И. А. Гончаров «Обломов»

Вариант 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания А1 — А5; В1 — В4; С1.

В Гороховой улице, в одном из больших домов, народонаселения которого стало бы на целый уездный город, лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов.

Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока.

Иногда взгляд его помрачался выражением будто усталости или скуки; но ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и основным выражением не лица только, а всей души; а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки. И поверхностно наблюдательный, холодный человек, взглянув мимоходом на Обломова, сказал бы: «Добряк должен быть, простота!» Человек поглубже и посимпатичнее, долго вглядываясь в лицо его, отошел бы в приятном раздумье, с улыбкой.

Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам: от недостатка ли движения или воздуха, а может быть, того и другого. Вообще же тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины.

Движения его, когда он был даже встревожен, сдерживались также мягкостью и не лишенною своего рода грации ленью. Если на лицо набегала из души туча заботы, взгляд туманился, на лбу являлись складки, начиналась игра сомнений, печали, испуга; но редко тревога эта застывала в форме определенной идеи, еще реже превращалась в намерение. Вся тревога разрешалась вздохом и замирала в апатии или в дремоте.

А1.Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

1) рассказ;3) быль;

2) повесть;4) роман.

А2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?

1) открывает повествование;

2) завершает повествование;

3) является кульминацией сюжета;

4) играет роль вставного эпизода.

АЗ Главной темой данного фрагмента является:

1) описание дома, где жил главный герой;

2) красота Гороховой улицы;

3) состояние главного героя по утрам;

4) внешность Обломова.

А4 Какое выражение было господствующим на лице Ильи Ильича Обломова?

1) простота; 3) мягкость;

2) строгость; 4) злость.

А5 С какой целью в данном фрагменте приводится мысль о том, что душа Обломова ярко и открыто светилась во всех его движениях?

1) выявить отсутствие в герое серьезного отношения к жизни;

2) показать невысокие умственные способности героя;

3) охарактеризовать психологическое состояние героя;

4) описать бездумное отношение героя к жизни.

В1 Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, помогающее автору описать героя и выразить свое отношение к нему («ни положительно бледный», «безразличный», «маленьких пухлых», «слишком изнеженным»).

В2 Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности (со слов: «Это был человек…»).

В3 Из абзаца, начинающегося со слов: «Это был…», выпишите словосочетание, которое объясняет, что отражалось в лице Ильи Ильича Обломова.