Разделы: Администрирование школы
В настоящее время во всех сферах жизнедеятельности мирового сообщества происходит изменение ценностных ориентаций, обусловленное сменой цивилизаций на рубеже XX–XXI веков, что требует нового подхода к формированию будущего профессионала. Отличительные для нашего времени изменения в характере образования все более явно ориентируют его на “свободное развитие человека”, на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Происходящие в мире и в нашей стране изменения в области педагогических целей вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата. В качестве общего определения такого интегрального социально-личностно-поведенческого феномена как результата образования в совокупности мотивационно-ценностных, когнитивных составляющих и выступило понятие “компетенция/компетентность”. Это означает формирование новой парадигмы результата образования, рассмотрение истории становления которой предлагается.
Этапы становления компетентностного подхода в образовании.
Первый этап (1960–1970 гг.) характеризуется введением в научный аппарат категории “компетенция”, созданием предпосылок разграничения понятий компетенция/компетентность.
Второй этап (1970–1990 гг.) характеризуется использованием категории компетенция/компетентность в теории и практике обучения профессионализму в управлении.
Третий этап исследования компетентности как научной категории применительно к образованию, который был начат в 90-е годы прошлого века, характеризуется появлением работ А.К. Марковой (1993,1996), где в общем контексте психологии труда профессиональная компетентность становится предметом специального всестороннего рассмотрения.
Третий этап развития компетентностного подхода характеризуется тем, что в материалах ЮНЕСКО очерчивается круг компетенций, которые уже должны (!) рассматриваться всеми как желаемый результат образования.
В докладе международной комиссии “Образование: сокрытое сокровище” были сформулированы "четыре столпа", на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить, что, по сути, определило основные глобальные компетентности.
На симпозиуме в Берне (27–30 марта 1996 г.) по программе Совета Европы был поставлен вопрос о том, что для реформ образования существенным является определение ключевых компетенций, которые должны приобрести обучающиеся как для успешной работы, так и для дальнейшего образования.
Профессиональная компетентность учителя.
Профессиональная компетентность учителя – понятие многогранное и вместе с тем, поддающееся измерению в системе образования. В настоящее время существуют различные трактовки понятия и классификации профессиональной компетентности.
Понятие профессиональной компетентности учителя можно определить как: “владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания” (Коджаспирова Г. М.).
В психолого-педагогической литературе определение понятий “компетентность” и “компетенция” получило широкое распространение сравнительно недавно, поэтому на данном этапе развития педагогической науки не существует их точного определения. Различные учёные выдвигают свои гипотезы по данному вопросу.
Наиболее приемлема, на мой взгляд, точка зрения доктора педагогических наук Андрея Викторовича Хуторского “ владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности, совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним”.
Критерии определения компетентности и компетенции учителя.
Первыми шагами в формировании компетентностей учителя, по мнению специалистов, являются обучение "жизненным навыкам" (справляться со своими личными проблемами, со стрессами; управлять своим временем; читать инструкции, соблюдать правила; оформлять деловую документацию) и "надпредметным умениям" (обрабатывать и систематизировать текстовую и числовую информацию; быть инициативным, предлагать нестандартное решение, уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения).
Формирование перечисленных компетентностей и на теоретическом уровне, но основная их часть формируется на практике.
В соответствии с современными тенденциями образования к общепедагогическим
компетентностям относят следующие:
– повышать свою квалификацию или полностью переучиваться;
– быстро оценивать ситуацию и свои возможности;
– самостоятельно учиться;
– принимать решения и нести за них ответственность;
– адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда;
– нарабатывать новые способы деятельности или трансформировать прежние с целью
их оптимизации.
В педагогической литературе существует много различных авторских позиций по поводу структуры профессиональной компетентности педагога. Наиболее простым представляется подход Г.М. Коджаспировой, которая компетентность педагога представляет в виде групп педагогических умений, которыми должен овладеть учитель. Такой подход не представляется целесообразным, т.к. считается, что нет необходимости сужать понятие “компетентность” только до умения.
Следуя точке зрения Андрея Викторовича Хуторского, рассмотрим трёхуровневую иерархию компетенций учителя.
Они различаются на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности учителя, позволяющих ему получать навыки жизни и практической деятельности в обществе.
Остановимся детальнее на ключевых компетенциях учителя. Хуторской А.В. выделяет семь ключевых образовательных компетенций.
Ценностно-смысловая компетенция . Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями учителя, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения учителя в ситуациях учебной или иной деятельности.
Общекультурная компетенция – круг вопросов, в которых учитель должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.
Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций учителя в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.
Информационная компетенция. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности учителя с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.
Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.
Общепредметные (базовые) компетенции учителя.
Моделируются на основе общепредметного содержания образования, которое начинается с определения его места на каждом этапе – начальном, основном, среднем. Цели образования на каждом этапе определяются особенностями функционирования образовательного учреждения и представляют собой прогнозируемые и диагностируемые комплексы образовательных результатов, общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной деятельности и образовательной компетенции, т.е. уровня развития личности учителя, связанного с качественным содержанием образования.
В образовательной компетенции получают свое концентрированное воплощение все компоненты общепредметного содержания образования:
Состав общепредметной образовательной компетенции конкретизируется на уровне учебных предметов, которые классифицируются по областям общественного знания (компетентности в области наук – в математике, в физике, в гуманитарных науках, в обществознании, в биологии и т.д.).
Такого рода содержание образования обеспечит не только предметоцентрированное, но и целостное становление обучающихся. В этом случае общепредметная образовательная компетентность будет нести в себе многофункциональную сущность, необходимую в производственной деятельности человека, его социально-экономических и межличностных отношениях.
Компоненты общепредметного содержания определяют системообразующую основу отдельных ступеней обучения (вертикальная связь). Также они осуществляют межпредметную интеграцию (горизонтальные связи).
Общепредметная компетентность предполагает владение современными педагогическими технологиями, связанными с тремя компетенциями, очень важными для учителя.
Первый уровень – общего теоретического представления. Содержание общепредметного образования на нем выступает в виде представления о составе, структуре и функциях социального опыта в его педагогической трактовке.
Следующий уровень – учебного предмета. Здесь конкретизируется представление учителя о том, чему нужно учить. При конструировании учебного предмета решающее значение имеет его функция в общем образовании. В связи с этим выясняются два важных обстоятельства.
Во-первых, не все учебные предметы представляют основы наук. Например, нет науки, которая называлась бы "иностранный язык" или "литература".
Во-вторых, и такие предметы, как физика или история, не представляют собой сокращенные копии соответствующих наук. Отсюда следует, что при формировании содержания учебного предмета необходимо учитывать не только логику науки, но и другие области изучаемой реальности, а также условия протекания и закономерности самого процесса обучения, в котором учебный предмет реализуется в соответствии с теми или иными особенностями.
Третий уровень – учебного материала. Здесь реально наполняются те элементы состава содержания, которые были обозначены на первом уровне и представлены на втором в форме, специфической для каждого предмета. Речь идет о конкретных знаниях, умениях, навыках, а также познавательных задачах и упражнениях, которые составляют содержание учебников, пособий и других материалов для учителей и школьников.
На четвертом уровне действуют учитель и ученик, и содержание образования существует не в проекте, а в педагогической действительности, внутри практической деятельности обучения – именно в этом процессе реально существует проектируемое содержание образования, т.е. происходит его "материализация".
На последнем, пятом уровне содержание общепредметного образования выступает как результат обучения, оно становится результатом деятельности и достоянием личности учителя. Это итог всей работы.
"Все большая специализация по проблемам", о которой говорил В.И.Вернадский, не означает, что стираются грани между отдельными науками и объектами их изучения. Результат возможен только в том случае, если в ходе объединения не исчезает своеобразие наук, их качественное отличие друг от друга.
Очень важно, что в результате работы происходит самоопределение педагогов относительно сферы их интересов, нахождение ими собственных норм поведения и общения в ситуации освоения профессиональных ролей в соответствии с их запросами, личными образовательными потребностями, понимание собственного профессионального ресурса.
Создаются новые образовательные и социальные практики, появляются новые партнеры, и сама педагогическая деятельность выходит за рамки сферы образования. Это позволяет объединить профессионалов в различных областях деятельности, основным результатом чего становится появление не только предметной компетентности, но и способности к переносу способов действия в одной предметной области в другую.
Предметные компетенции.
Одним из факторов, определяющих качество образования, является содержание предметных компетенций учителя. Они представляют собой педагогическую адаптированную систему:
Очевидно, что составляющие профессионально-педагогической компетентности учителей различных учебных дисциплин имеют определенные доминанты, что обусловлено спецификой предмета и методикой его преподавания.
Например:
Компетенции по математике:
Компетенции по физике:
Компетенции по русскому языку и литературе:
Компетенция учителя иностранных языков как структурное образование предполагает наличие трех основных компонентов, включающих, в свою очередь, ряд ключевых компетенций:
И.А.Бредихина трактует состав профессиональной компетентности учителя иностранного языка несколько по-другому, определяя следующие составляющие компетенции:
Существуют и другие подходы к тому, что включать в коммуникативную компетенцию. Д. Хаймз объединял этим понятием следующие компетенции:
Наиболее подробное описание коммуникативной компетенции принадлежит Л. Бахману. Он использует термин "коммуникативное языковое умение" и включает следующие ключевые компетенции:
Итак, успешное применение компетентностного подхода в обучении английскому языку означает, что обучаемые знают язык, демонстрируют коммуникативные умения и способны успешно действовать вне школы, т.е. в реальном мире.
Компетенции по химии и биологии, валеологии:
Профессиональная компетентность учителя физкультуры:
Представленные подходы не исчерпывают все разнообразие вариантов определения содержательных и структурных компонентов профессионально-педагогической компетентности.
Кроме того, это лишь один аспект проблемы реализации компетентностного подхода в практике профессионального образования, целостное рассмотрение которого предполагает изучение подходов к определению целей, отбору содержания, организации образовательного процесса, выбору образовательных технологий, оценке результатов. Но, тем не менее, уже сейчас можно предположить, что именно компетентный педагог способен обеспечить положительные и высокоэффективные результаты в обучении, воспитании и развитии молодого поколения.
Введение………………………………………………………………………..….31. Развитие обучающихся и повышение процесса обучения…………..........…5
1.1 Образование в России…………………………………………………...…5
1.2 Мастер отделочных работ……………………………………………….…6
1.3 Урок производственного обучения………………………………………..9
2. Комплексно-методическое обеспечение по теме « Высококачественное оштукатуривание кирпичных поверхностей» ……………………...…………15
2.1 Ознакомление с инструментами, инвентарем и их работой………..…15
2.2 Значение для будущей профессиональной деятельности……………..18
2.3 Предметные и межпредметные связи……………………………..……18
2.4 Рабочее место учащегося……………………………………………..…19
2.5 План и ход урока производственного обучения…………………….…19
2.6 Подготовка мастера к уроку……………………………………….……27
Список литературы………………………………………………………...……28
Приложения………………………………………………………………….......30
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
Среднее профессиональное образование является основным на этапе выхода России из кризиса. Темпы развития экономики уже сейчас определяют дефицит квалифицированных рабочих, имеющих профессиональное образование. Меняется содержание и формируется новое поколение образовательных стандартов.
Среди основных задач профессионального образования можно выделить следующие:
Дальнейшее усовершенствование материальной базы профессионального образования;
Создание центров практик на предприятии;
Привлечение специалистов предприятия в организации и постановке задач профессионального образования;
Формирование так называемого заказа на специалиста профессионального образования.
Решающая роль в формировании конкретных трудовых умений и навыков в процессе производственного обучения принадлежит мастерупроизводственного обучения- это педагогический работник в учреждениях начального и среднего профессионального образования России, осуществляющий проведение учебной практики. В его функции входит научить будущих рабочих правильно планировать свой труд, рационально подбирать инструмент и оборудование, организовывать свое рабочее место, эффективно использовать рабочее время, анализировать типичные ошибки и уметь их предупреждать, активно пользоваться техническими знаниями, справочной литературой.
Объектом исследования курсовой работы является специальность « Мастер отделочных работ».
Предмет исследования - урок производственного обучения по теме «Высококачественное оштукатуривание кирпичных поверхностей».
Цель курсовой работы - разработка комплексного учебно-методического обеспечения по теме « Высококачественное оштукатуривание кирпичных поверхностей» .
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
1.1 В первое десятилетие XXI века образование во всех странах мира должно ответить на вопрос в социально - экономической сфере по обеспечению безопасности, укреплению государства за счет качественного изменения человеческих ресурсов и создания профессионального общества. В настоящее время идет поиск стратегических путей развития образовательных систем, адекватных потребностям спроса на услуги профессиональной школы в условиях рынка труда; обеспечение уровня образования и квалификации выпускников профессиональных школ.
Образование - это социально направленная и контролируемая часть социализации; в буквальном смысле «образование» означает формирование образа хорошо обученного, воспитанного, интеллигентного человека.
Профессиональное образование определяется как процесс и (или) результат профессионального становления и развития личности, сопровождающийся овладением заранее установленными знаниями, умениями и компетенциями по конкретным профессиям и специальностям.
Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности, подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.
Ныне действующая система среднего профессионального образования смогла в известной мере адаптироваться к сложным условиям социальной трансформации. В целом сохранена сеть учебных заведений, стабилизировался преподавательский состав, разрабатываются новые образовательные стандарты, создана база для дальнейшего развития.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
Колледж - основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня. Реализация образовательных программ среднего профессионального образования может также осуществляться в высших учебных заведениях.
1.2 Строительная отрасль в России сегодня обретает второе дыхание. Жилищному строительству присвоен статус приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». А это означает увеличение темпов строительства. Поэтому строительные профессии всегда будут востребованы на рынке труда. Одна из них – «Мастер отделочных строительных работ». Мастер отделочных строительных работ должен уметь выполнять наружные и внутренние штукатурные, малярные, облицовочные работы, простейшие каменные, печные, монтажные и другие виды работ.
К отделочным покрытиям относятся:
Первые штукатуры появились в Древнем Египте около 7000 лет назад. Работали они с гипсом и глиной. Их работа заключалась в том, чтобы
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
Профессия мастер отделочных строительных работ в настоящее время становится особенно востребованной. Люди хотят жить в добротных красивых жилищах, будь то городская квартира, загородный дом или квартира - студия. Отделочные работы достаточно трудоёмкая часть строительного процесса, занимающая по стоимости и трудовым затратам 25-30% от общего объёма строительных работ. Каменщики, плотники закладывают основу, а завершают строительство мастера – отделочники. Штукатурные работы заключаются в нанесении отделочного слоя на поверхности различных конструкций с целью их выравнивания, улучшении их теплотехнических характеристик и придания им определенной формы и фактуры.
Сегодня в строительной индустрии нет проблем важнее, чем проблема подготовки высококвалифицированных кадров строительных рабочих. Законы экономики требуют постоянного совершенствования мастерства рабочих с учетом последних мировых достижений науки и техники. В ращении этой важнейшей задачи авторы делают попытку внести свой посильный вклад в дело профессионального образования молодых кадров рабочих.
С логикой процесса производственного обучения тесно связано определение системы производственного обучения.
Под системой производственного обучения понимаются исходные положения, принципы, подходы, определяющие порядок формирования содержания производственного обучения, группировку его частей и последовательность овладения ими учащимися. С учетом принятой системы
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
Успешное решение задач по обучению, воспитанию и развитию будущих квалифицированных рабочих и специалистов в профессиональных учебных заведениях в решающей степени зависит от педагогов - преподавателей и мастеров производственного обучения, их профессиональной и педагогической квалификации.
Мастер производственного обучения - это особая фигура в педагогическом коллективе профессионального учебного заведения, многообразны и сложны его задачи и служебные обязанности. Мастер производственного обучения - это основной учитель профессии, организатор внеклассной воспитательной работы и жизнедеятельности ученического коллектива закрепленной за ним учебной группы, наставник молодежи, юношей и девушек, вступающих в трудовую жизнь.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
Важнейшим требованием к мастеру производственного обучения как к учителю профессии является его профессионализм. Реальные знания и умения, производственный и жизненный опыт может передать своим воспитанникам только тот мастер, который сам в совершенстве владеет профессиональным мастерством. Влияние мастера только тогда будет эффективным, когда учащиеся будут чувствовать, что их учит настоящий профессионал своего дела. Мастер для учащихся - это прежде всего представитель избранной профессии, образец для подражания. С его мастерством они всегда сравнивают свои успехи, усилия в освоении профессии.
1.3 Тенденции развития современного образования предполагают перевод обучения учащихся на новый технологический уровень. Безусловно, на современном этапе обучения урок производственного обучения без технического обеспечения не столь продуктивен. Обучающиеся, которые вне учебного заведения, активно пользуются всеми существующими информационными средствами, хотят видеть на уроке то, что им интересно.
Для качественного проведения производственного урока необходимо грамотно составить план производственного урока. План урока - это основной документ для проведения конкретного урока по теме. Стандартных, обязательных форм планов производственного урока не установлено, но есть определённая структура урока производственного обучения – вводный, текущий и заключительный инструктаж. Форма план, как и его содержание, методы проведения, глубина раскрытия материала изменяются в
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
Основа проектирования урока - определение его замысла, т. е. четкое представление, для чего он будет проводиться, как должен быть построен, что учащиеся должны вынести из него. Определяющим компонентом учебного процесса обучения является цель.
Урок производственного обучения отличает от урока теоретического обучения то, что комплексная цель урока производственного обучения заключается в том, чтобы учащиеся на основе полученных технологических знаний освоили движения, приемы, способы выполнения действий и операций, необходимые для последующего формирования у них умений и навыков выполнения производственных работ по определенной профессии (специальности). В результате трудовой деятельности учащихся на уроке производится какой - либо материальный продукт труда. Его изготовление предъявляет к учащимся совершенно новые требования. Учащимся не достаточно просто запомнить или заучить учебный материал, они должны его понять, переработать мысленно, воспроизвести при выполнении производственного задания. Следовательно, одним из главных умений, формируемых на уроке производственного обучения, является умение применить технологические знания на практике.
В вводном инструктаже важно применение мастером словесных методов и методических приемов воздействия словом. Это способствует полноценному усвоению учащимся производственно - технических знаний, развитию у них способности правильно воспринимать и осмысливать окружающую производственную действительность. В ходе объяснения особенностей трудовой операции мастер дает анализ ее состава и структуры. Обосновывает назначение и способы выполнения отдельных приёмов, сравнивает изучаемую операцию с уже известными учащимися. Связывает новое с
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
Для того, чтобы обеспечить высокую эффективность вводного инструктирования учащихся, мастер должен быть убеждён, что учащиеся имеют необходимые знания, теоретическую и практическую базу для усвоения и углубления умений и навыков. Если в результате опроса окажется, что знания большинства учащихся слабые, то в этом случае мастер сам должен кратко дать необходимые объяснения, добиться чёткого понимания и первичного усвоения их учащимися.
Одной из важнейших составных частей вводного инструктажа является показ трудовых приёмов и способов выполнения учебно-производственных работ - при изучении операций и разбор технологической последовательности и способов выполнения предстоящей работы - при выполнении работ комплексного характера. При выполнении учащимися простых комплексных работ мастер сам полностью объясняет последовательность их выполнения, - даёт необходимые инструктивные пояснения.
Большую помощь в этом мастеру оказывают инструкционно-технологические карты - документы письменного инструктирования, в которых раскрыта наиболее рациональная технологическая последовательность выполнения работы, содержатся необходимые инструктивные указания о наиболее рациональных способах её выполнения.
От методически правильного показа в значительной степени зависит успешность овладения учащимися основами профессии. Главной целью вводного инструктирования является подготовка учащихся к успешному выполнению учебно-производственных заданий на уроке.
Упражнения (самостоятельная работа) учащихся и текущее инструктирование их мастером - основная часть урока производственного обучения. Обучающая деятельность мастера на этом основном этапе урока осуществляется путём текущего инструктирования учащихся. Проводя текущее инструктирование, мастер должен учитывать индивидуальные особенности учащихся для того, чтобы обеспечить единый уровень всех учащихся для эффективного фронтального продвижения всей группы в изучении материала урока.
Очень важно для чёткого уяснения сущности упражнений как основного метода производственного обучения понимать, что каждое упражнение, как и каждый урок производственного обучения, обязательно должно быть шагом в продвижении учащихся в изучении своей профессии. Таким образом тесное сочетание учебной и производственной стороны упражнений - важнейшая задача мастера как на этапе подготовки, так и в процессе проведения урока. От умелого руководства учащимися, от умелого направления их учебно-производственной деятельности на решение учебных и производственных задач в решающей степени зависит, насколько успешно учащиеся будут овладевать профессией.
Заключительный инструктаж обычно проводится в конце урока. Основная дидактическая цель заключительного инструктажа - на основе анализа успехов и недостатков урока показать учащимся, чему они научились, насколько продвинулись в овладении профессией, что и как нужно делать, чтобы не допускать недостатков и закрепить успехи.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
Должен знать:
Виды основных материалов, применяемых при производстве штукатурных работ;
Способы подготовки различных поверхностей под штукатурку;
Технологию отделки оконных и дверных проемов;
Технологическую последовательность обычного оштукатуривания поверхностей;
Технологию выполнения декоративных штукатурок;
Технологию облицовки стен гипсокартонными листами;
Технологию выполнения гипсовой штукатурки;
Должен уметь:
Выполнять простую штукатурку;
Выполнять сплошное выравнивание поверхностей;
Выполнять улучшенное оштукатуривание вручную поверхностей различной сложности;
Отделывать откосы, заглушины и отливы сборными элементами;
Выполнять механизированное оштукатуривание поверхностей;
Наносить декоративные штукатурки на гипсовой и цементной основе;
Выполнять очистку, обеспыливание, грунтование различных поверхностей;
Профессиональные компетенции
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
Общие компетенции
OK 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
OK 2. | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. |
ОК 3. | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
ОК 4. | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 7. | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
2.1Тема « Высококачественное оштукатуривание кирпичных поверхностей».
Ознакомление обучающихся с инструментами и инвентарём и их к работе.
Освоение приемов провешивания.
Освоение приёмов набрасывания учебного раствора на стену штукатурной лопаткой слева направо и справа налево на верхнюю, среднюю и нижнюю части стены.
Освоение приёмов намазывания раствора соколом, штукатурной лопаткой и полутёрками на стены и потолки.
Овладение приемами нанесения и разравнивания грунта.
Овладение приемами разравнивания соколом, полутёрками, правилами.
Освоение приёмов нанесения, разравнивания и затирки «вкруговую» и «вразгонку» накрывочного слоя.
Проверка оштукатуренной поверхности контрольным правилом.
Штукатурка предназначена для наружной и внутренней отделки зданий (сооружений) с целью защиты поверхностей конструкций от вредных атмосферных воздействий, обеспечения полной или частичной их несгораемости, уменьшения тепло- и звукопроводности. Высококачественная штукатурка состоит из обрызга, нескольких слоев грунта и покрываемого слоя, что в сумме составляет толщину 15…25 мм - выполняют в капитальных зданиях I класса и выше, театрах, вокзалах, музеях, гостиницах и зданиях, сооружаемых по индивидуальным проектам.
Технологические операции высококачественного оштукатуривания:
Подготовка поверхностей под оштукатуривание.
Провешивание поверхностей.
Установка маяков.
Нанесение обрызга.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
Нанесение грунта (второй слой).
Разравнивание нанесенного грунта (второго слоя).
Нанесение накрывочного слоя.
Проверка правилом.
Подготовка кирпичного основания, включает в себя следующие основные операции: очистка от ржавчины, высолов, жировых и битумных пятен, обеспыливание. Швы в кирпичных стенах процарапывают или равномерно насекают на глубину 10...15 мм. Перед оштукатуриванием кирпич очищают металлической щеткой и поливают водой.
Провешивание поверхностей под маяки проводится с целью установить точные отклонения горизонтальности и вертикальности поверхности перед оштукатуриванием. Это провешивание поможет определить отклонение от нормы отделочных слоев штукатурки и позволит их зафиксировать с помощью маяков.
Провешивание начинается с вертикальной плоскости и проводится с помощью специальных отвесов. На поверхности от потолка и угла на расстоянии минимум 15см вбивается дюбель или гвоздь, который остается торчать из стены на 10-50мм. После чего к нему крепится нить отвеса, который опускается вниз, не доходя немного до пола. Далее, ориентируясь по нити отвеса, на расстоянии 15см от пола, вбиваем еще один дюбель. Он должен быть вбит так, чтобы шляпка дюбеля едва касалась нити отвеса. На этом заканчивается разметка данного угла. Поэтому переходим в другой угол и проделываем те же действия. В результате у Вас должно получиться два маяка с контрольными точками по углам.
Первый слой - обрызг - предназначен для соединения штукатурки с основанием путем заполнения пустот и трещин отделываемой поверхности.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
Также штукатуры могут заниматься собственным делом, работая на себя.
Могут специализироваться в конкретных видах отделки, в работе на конкретных объектах. Профессия имеет разряды, предполагает рост от младшего специалиста до бригадира. Дальнейший рост предполагает повышение уровня образования (высшее строительное образование).
Также человек с профессией штукатура может осваивать смежные специализации, такие как: прораб, инженер-строитель, дизайнер интерьера, архитектор, паркетчик, плиточник-фасадчик и т.п.
При этом профессия штукатура может предполагать и предпринимательский путь развития. В данном случае человек может начать заниматься собственным делом, работать на себя или открыть свою фирму.
2.3 Тема « Высококачественное оштукатуривание кирпичных поверхностей» тесно связана с темой: «Простое и улучшенное оштукатуривание». Сравнивая виды штукатурных работ, понятно где в каких помещениях использовать ту или иную штукатурку, тот или иной вид оштукатуривания, какие инструменты использовать. Также связана с темами « Оштукатуривание бетонных, деревянных, металлических поверхностей», ведь взависимости от поверхности выбирается подготовка, тип штукатурки, способы выполнения.
Штукатурные работы тесно связаны с математикой, при различных расчетах площадей, растворов, расхода; с химией, при смешивании растворов, применения химикатов.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
2.4 Под рабочим местом учащегося следует понимать определенную часть площади мастерской, находящуюся в ведении одного учащегося (бригады) с наиболее целесообразно расположенным на нем оборудованием, приспособлениями, инструментами и материалами, необходимыми для выполнения учебно-производственных заданий, соответствующих требованиям учебной программы.
Перечень оснащения рабочего места учащегося постоянным инструментом индивидуального пользования: сокол - устройство для переноса в одной руке раствора на рабочее место, кельма для срезания раствора с сокола и нанесения растворной смеси на отделываемую поверхность; для разравнивания раствора применяют полутерки, правила, шаблоны и др.
2.5 Урок производственного обучения следует проводить в бригадной форме организации производственного обучения, основой которой является обеспечение взаимосвязи трудовой деятельности обучающихся, с одной стороны, а с другой взаимосвязи обучающихся между собой. Эта взаимосвязь осуществляется в процессе выполнения конкретных видов труда путем организации бригадиром планирования производственной деятельности выполнения обучающимися определенных заданий.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
Тема учебной программы: Оштукатуривание поверхностей различной степени сложности.
Тема урока: Высококачественное оштукатуривание кирпичных поверхностей
Цели урока:
Образовательная: Систематизировать знания и умения по оштукатуриванию кирпичных поверхностей. Научить умению самостоятельно пользоваться инструментами и приспособлениями.
Развивающая: Способствовать самостоятельности в выполнении производственного задания.
Воспитательная: Привить бережное отношение к инструментам. Воспитать умение экономного расходования материалов. Способствовать сплочению обучающихся при работе в группах, выработать ответственность за результат работы всей группы. Привить интерес к избранной профессии.
Тип урока: Урок изучения трудовых приемов и операций.
Форма урока: Бригадная
Методы обучения: Словесный – беседа, объяснение;
наглядный – показ трудовых приемов, наглядных пособий;
практический (метод упражнений) - многократное выполнение требуемых действий.
Компетенции, формируемые в ходе урока:
Общие: ОК 1, ОК 3, ОК 6
Профессиональные: ПК 1.2
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
№ п/п | Этапы | Деятельность мастера п/о | Деятельность обучающегося | ||||||||
Организационный момент (5мин) | 1. Приветствие 2. Проверка готовности к уроку | ||||||||||
Вводный инструктаж (40мин) | |||||||||||
2.1 | Обоснование значения темы и целей урока | 1.Сообщение темы и ознакомление с целями урока. 2. Формирование проблемы и постановка задач | Осмысливают значимость темы | ||||||||
2.2 | Актуализация опорных знаний | 1. Выдача заданий по бригадам (карточки-задания,кроссворд,вопросы, -приложение №1, №2,№3) 2. Обсуждение в бригадах 3. Устные ответы на вопросы мастера | Обсуждение. Ответы на вопросы, участие в беседе. Выступление обучающихся | ||||||||
2.3 | Формирование профессиональных знаний и умений | 1. Объяснение нового материала с показом трудовых приемов: а) ознакомление с технологической
б) организация рабочего места,подготовка инструмента к работе; в) подготовка поверхности и нанесение раствора; г) приготовление растворной смеси, ее состав; д) показ с объяснением процесса нанесения раствора штукатурной лопаткой на поверхность; е) показ с объяснением процесса разравнивания раствора на поверхности; ж) показ с объяснением процесса затирки поверхности; з) контроль качества (через таблицу дефектов, (приложение №5); 2. Закрепление нового материала: а) закрепление урока с демонстрацией трудовых приемов одного обучающегося: Подготовка кирпичной поверхности; Приемы набрасывания, разравнивания, затирки; 3. Инструктирования по безопасным условиям труда. 4. Выдача заданий по бригадам: Сообщение нормы времени, объема работ; Критерии оценивания; Распределение по рабочим местам. | Обсуждение. Участие в беседе. Ответы в ходе объяснения нового материала. Осмысление. Выполнение практической работы на закрепление заданий у доски. Просмотр таблиц, обсуждение, выступление учащихся. Осмысление | ||||||||
Текущий инструктаж (5 часов) | |||||||||||
3.1 | Целевые обходы | 1. контроль: а) подготовка рабочих мест; б) начало работы; в) проверка соблюдения трудовых навыков; г) проверка правильности выполнения технических
е) соблюдение требований техники безопасности;(приложение № 7) 2.Оказание помощи обучающимся при выполнении работ. 3. Приемка и оценка работ,(критерии оценок- приложение №6) 4. Уборка рабочих мест. | Самостоятельное выполнение высококачественного оштукатуривания кирпичной стены известково-песчаным раствором (1,5 м 2) | ||||||||
Заключительный инструктаж (15 мин) | 1. Анализ работы каждого обучающегося: а) отметить лучших; б) типичные ошибки, пути их устранения, на что обратить внимание. 2. Сообщение о достижении цели урока. 3. Подведение итогов урока. 4.Поблагодарить учащихся за хорошую работу. 5. Домашнее задание. 6. Сообщение следующей темы урока. | Бригадиры представляют работы своей бригады Обсуждение. Учащиеся осмысливают свою деятельность на уроке. | |||||||||
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
Подготовка учебно-материального оснащения к уроку включает : подготовка и проверка заготовок и материалов для выполнения на уроке учебно-производственных работ; подготовка учебно-технической документации, наглядных пособий, технических средств обучения; подготовка и проверка исправности оборудования, инструментов, приборов, приспособлений.
Планирование учебного процесса к уроку включает: анализ итогов предыдущих занятий, уточнение содержания темы, учебной и воспитательной целей предстоящего урока; определение структуры урока и времени на каждый его элемент; определение методов и методических приемов проведения вводного инструктажа; определение системы упражнений и самостоятельных работ учащихся, методов текущего инструктирования; составление плана урока и конспекта вводного инструктажа; определение конкретных домашних заданий учащимся.
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
1. Бережнова Е.В., Краевский В.В Основы учебно-исследовательской деятельности студентов, [Текст]: учебное пособие/ Бережнова Е.В., Краевский В.В.-Академия, 2012-112 с.
2. Жуков Г.Н., Каплан С.Л., Матросов П.Г Основы общей и профессиональной педагогики, [Текст]: учебное пособие/ Жуков Г.Н., Каплан С.Л., Матросов П.Г.-Гардарики, 2010-280 с.
3. Н. В. Конькова, Особенности организации урока производственного обучения, [Текст]: Методические рекомендации/Н.В Конькова.- Комитет образования и науки Курской области, 2010-124 с.
4. Скакун В. А. Организация и методика профессионального обучения, [Текст]: учебное пособие / В. А. Скакун. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010. - 336 с.
Электронные ресурсы:
1. Библиофонд Электронная библиотека студента: [Электронный ресурс]-2015,URL: http://bibliofond.ru
2. ВФ ФГБОУ ВПО «МГИУ»2014-2015, Задачи профессионального образования: [Электронный ресурс] URL: http://vfmgiu.ru/
3. Высоковский государственный сельскохозяйственный профессионально-технический колледж, 2014-2015: [Электронный ресурс] URL: http://vgsptk.brest.by/
4. Интернет-журнал, 2013: [Электронный ресурс] URL: советстуденту.рф
5. Мастер отделочных строительных работ, 2012: [Электронный ресурс] URL: http://atlas-professiy.spb.ru/
6. Мастер производственного обучения, 2012: [Электронный ресурс] URL: http://osvarke.info/
? | |||||||||
Б | У | Ч | А | Р | Д | А | |||
Д | Р | А | Н | Ь | |||||
С | О | К | О | Л | |||||
О | Т | В | Е | С | |||||
П | Р | А | В | И | Л | О | |||
О | К | Н | О | ||||||
Д | В | Е | Р | Ь | |||||
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Лист |
Технологическая карта
«Алгоритм операций по выполнению высококачественного оштукатуривания»
а - простая; б - улучшенная; в -высококачественная; 1 - основание; 2 - обрызг; 3 - грунт; 4 - накрывка
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Профессия мастера профессионального обучения определяется особенностями его деятельности. Как уже отмечалось выше, мастер профессионального обучения выполняет различные виды деятельности в рамках общей профессионально-педагогической деятельности. Рассмотрим особенности этой деятельности.
Профессия мастера профессионального обучения является педагогической и относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Педагог выделяется среди различных специалистов не только по повышенному чувству долга и ответственности, но и по классу решаемых задач. Имея в качестве цели своей деятельности становление, формирование и преобразование личности, мастер профессионального обучения призван также и управлять процессом ее развития.
Особенность профессионально-педагогической деятельности мастера профессионального обучения состоит в том, что она имеет как бы двойной предмет труда. С одной стороны, главное ее содержание составляют взаимоотношения с людьми, а с другой, профессия этого типа всегда требует от человека специальных знаний, умений и навыков в определенной профессиональной области. Для мастера профессионального обучения – это знания и умения по конкретному виду профессиональной (отраслевой) деятельности.
Кроме того, мастер профессионального обучения должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, их возрастные особенности, процессом развития которых он руководит. Следовательно, профессия мастера профессионального обучения требует двойной подготовки: человековедческой и специальной (отраслевой).
Для мастера профессионального обучения, таким образом, характерным становится умение общаться, он должен обладать определенными социально-психологическими качествами. Особенностью данной профессии является также ее гуманистический, коллективный и творческий характер.
Деятельность мастера профессионального обучения в процессе подготовки будущих рабочих в значительной степени также определяется и необходимостью учета требований потенциальных работодателей, конкретных производств. Современный рынок труда достаточно динамичный, и работодатель в зависимости от уровня развития конкретного производства предъявляет требования, связанные как со знанием технико-технологических, социально-экономических возможностей и перспектив в производственных отношениях, так и характера взаимоотношений между людьми. Поэтому одним из условий выполнения данных требований является то, что мастер профессионального обучения должен хорошо ориентироваться в запросах потенциальных работодателей, обеспечивая этим высокую эффективность подготовки будущих рабочих.
Таким образом, мастер профессионального обучения готовит своих воспитанников исходя из нужд данного конкретного времени, с учетом определенной социальной и профессиональной ситуации и требований общества. И в то же время он является проводником культуры, несет в себе вневременной фактор, имея в качестве цели развитие личности как синтез ее общечеловеческих качеств, работая таким образом на будущее.
В отличие от других представителей профессии «человек – человек», где результат является продуктом деятельности одного человека (например, врача, продавца и т.п.), в педагогической профессии трудно определить вклад конкретного педагога, семьи и других социальных структур на воспитанника.
Чаще всего в педагогической науке определяют понятие совокупного субъекта педагогической деятельности, понимая под этим коллектив учебного заведения.
Уровень творчества в деятельности мастера профессионального обучения отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей. Поэтому творческий характер педагогической деятельности мастера профессионального обучения является также важнейшей ее особенностью, поскольку ее продуктом всегда остается развитие личности. Творчески работающий мастер профессионального обучения с течением времени создает свою педагогическую систему, которая является средством для достижения наилучшего результата в воспитании.
Творческий потенциал личности мастера профессионального обучения формируется на основании накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и специальных знаний, умений и навыков, позволяющих находить и применять новые, оригинальные решения, новаторские формы и методы, совершенствуя тем самым свои профессиональные функции.
В современной педагогической науке педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. При этом педагог строит свою деятельность следующим образом: анализирует педагогические ситуации, проектирует результат в соответствии с исходными данными, анализирует имеющиеся средства, оценивает полученные данные и формулирует новые задачи.
Опыт творческой деятельности мастера профессионального обучения не вносит принципиально новых знаний и умений в содержание его профессиональной подготовки, но, тем не менее, при систематическом выполнении творческой деятельности у него формируются личностные качества, характеризующие такое свойство личности как креативность.
Креативность - это способность, отражающая глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения.
Как мы уже определились, мастер профессионального обучения участвует сразу в двух видах деятельности: педагогической и профессиональной (отраслевой).
Педагогическая деятельность представляет особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений и освоение младшим поколением накопленных человечеством культуры и опыта с целью их личностного развития и подготовки к выполнению определенных ролей в обществе.
Педагогическую деятельность осуществляют не только педагоги, но также и родители, общественные организации, средства массовой информации и т.д. Однако в первом случае эта деятельность - профессиональная, а во втором – общепедагогическая, которую, вольно или невольно, осуществляет каждый человек по отношению к другим людям и самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием.
Педагогическая деятельность мастера профессионального обучения может быть структурно представлена как единство цели, мотивов, действий (операций), результата. Системообразующей характеристикой педагогической деятельности является цель (А.Н. Леонтьев).
Цель педагогической деятельности связана с реализацией стратегической цели воспитания, которая может рассматриваться как идущий из глубины веков общечеловеческий идеал гармонично развитой личности.
Формирование всесторонне и гармонически развитой личности являлось целью в системе образования Древней Греции, Европы эпохи Возрождения, у западных и русских утопистов, французских просветителей, а также в эпоху построения социализма в СССР.
В настоящее время педагоги осторожно подходят к воспитательному идеалу. У специалистов нет единого мнения. Есть мнение, что до 90-х годов цели воспитания определялись в зависимости от потребностей общества и носили идеологический характер, а сегодня необходимо идти от потребностей личности в самореализации, развитии ее способностей (А.В. Петровский). Поэтому цель воспитания в общем виде формируется как помощь личности в разностороннем развитии в соответствии с ее способностями. Это отражено в Законе РФ «Об образовании». Образование служит «решению формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, помощи в осознанном выборе профессии» (ст.9, п.2). Можно сказать, что высшей целью является развитие личности в гармонии с собой и социумом.
Реализация целей педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.
Основной функциональной единицей, с помощью которой проявляются все свойства педагогической деятельности, является педагогическое действие (В.А. Сластенин) как единство цели и содержания. Понятие о педагогическом действии выражает то общее, что присуще всем формам педагогической деятельности (урок, экскурсии, беседа и т.п.), но не сводится ни к одной из них. В то же время педагогическое действие является тем особенным, которое выражает и всеобщее, и отдельное.
Деятельность педагога-воспитателя – это процесс решения неисчислимого множества различных педагогических задач. Сначала педагогическое действие педагога выступает в форме познавательной задачи. Затем, опираясь на имеющиеся знания, он теоретически соотносит средства, предмет и предполагаемый результат своего действия. После этого познавательная задача переходит в форму практического преобразовательного акта. При этом обнаруживается некоторое несоответствие между средствами и объектами педагогического влияния, что сказывается на результатах действия педагога. Вследствие чего из формы педагогического акта действие опять переходит в форму познавательной задачи, условия которой становятся более полными и т.д.
Традиционно выделяют преподавание и воспитательную работу как основные виды педагогической деятельности, осуществляемые в целостном педагогическом процессе. Рассматривая деятельность преподавателя спецпредметов, с этим можно согласиться, но для мастера профессионального обучения количество видов деятельности несколько больше.
Так, в рамках профессионально-педагогической деятельности можно выделить такие виды деятельности мастера профессионального обучения, как профессиональное обучение (преподавание), воспитательная работа, методическая работа, организационно-управленческая и эксплуатационно-обслуживающая деятельность.
Преподавание – это такой вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью учащихся. Таким образом, преподавание и воспитание являются тождественными понятиями. Поэтому именно такое понимание их соотношения раскрывает смысл тезиса о единстве обучения и воспитания.
Воспитательная работа – это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности учащихся с целью решения задач гармонического развития личности.
Методическая работа – это деятельность, связанная с разработкой учебно–методического обеспечения уроков производственного обучения в УПМ или на предприятии.
Организационно-управленческая и эксплуатационно-обслуживающая деятельность выделены в самостоятельные виды в связи с тем, что мастер профессионального обучения ведет преподавание в учебно-производственных мастерских, а также организует обучение на производстве или в условиях, приближенным к производственным. Учащиеся выполняют различные работы на реальном технологическом оборудовании, поэтому необходима определенная организация учащихся и владение методами управления. В то же время мастер профессионального обучения должен знать и уметь работать, эксплуатировать используемое в учебно-производственных мастерских оборудование, проводить его техническое обслуживание и ремонт.
Обучение лишь условно, для удобства и глубокого познания, рассматривается изолированно от воспитания. В общем педагогическом процессе они слиты воедино.
Преподавание (теоретическое и практическое), осуществляемое в рамках любой организационной формы, а не только урока, имеет обычно жесткие временные ограничения, строго определенную цель и варианты способов ее достижения. Главным критерием эффективности преподавания является достижение учебной цели.
Воспитательная работа, также осуществляемая в пределах любой организационной формы, не преследует прямого достижения цели, так как она не достижима в сроки, ограниченные временными рамками. В воспитательной работе можно предусмотреть лишь последовательное решение конкретных задач, ориентированных на цель. Главным критерием эффективности решения воспитательных задач являются позитивные изменения в сознании учащихся, проявляющиеся в эмоциональных реакциях, поведении и деятельности.
Преподавание и содержание обучения, таким образом, можно жестко запрограммировать, чего не допускается в воспитательной работе . В воспитательной работе приемлемо планирование лишь в самых общих чертах: отношение к обществу, труду, профессии, людям, учению, природе, предметам и явлениям окружающего мира, к самому себе. Логику воспитательной работы преподавателя, мастера профессионального обучения в каждой отдельно взятой учебной группе нельзя предопределить нормативными документами.
Преподаватель и мастер профессионального обучения в процессе преподавания имеют дело примерно с однородным «исходным материалом». Результаты теоретического и практического учения однозначно определяются деятельностью педагога, т.е. способностью вызвать и направить познавательную деятельность ученика. Педагог же, как воспитатель, вынужден считаться с тем, что его педагогические воздействия могут пересекаться с неорганизованными и организованными влияниями на учащегося.
Преподавание как деятельность имеет дискретный характер и не предполагает взаимодействия с учащимися в подготовительный период, который может быть различным во времени. Особенность же воспитательной работы состоит в том, что даже при условии отсутствия непосредственного контакта с педагогом, воспитанник находится под его опосредованным влиянием. Подготовительная работа в воспитании зачастую более значима, чем основная часть.
Эффективность деятельности учащегося в процессе обучения выявляется по уровню усвоения знаний и умений, овладению способами решения познавательных и практических задач и т.п. В воспитательной работе осложнено соотношение деятельности воспитателя с критериями воспитанности студента. В силу стохастичности * воспитательного процесса затруднено предвидение результатов тех или иных воспитательных действий, и их получение отсрочено во времени. В воспитательной работе невозможно своевременно установить обратную связь.
Как отмечает В.А. Сластенин, различия в организации преподавания и воспитательной работе показывают, что первое значительно легче по способам его организации и реализации, в структуре целостного педагогического процесса оно занимает подчиненное положение. Если в процессе обучения практически все можно доказать и вывести логически, то вызвать и закрепить те или иные отношения личности значительно сложнее, поскольку решающую роль здесь играет свобода выбора. Именно поэтому успешность учения во многом зависит от сформированности познавательного интереса и отношения к учебной деятельности в целом, т.е. от результатов не только преподавания, но и воспитательной работы.
Преподавание и воспитательная работа в их единстве имеют место в деятельности мастера профессионального обучения. Например, мастер в процессе своей деятельности решает две основные задачи: сформировать у учащихся знания, умения и навыки по конкретной специальности при соблюдении всех требований современной технологии производства и организации труда; подготовить такого квалифицированного рабочего, который сознательно стремился бы к повышению производительности труда, качества выполняемой работы, был бы организован, дорожил честью своего предприятия, своей профессией. Мастер-профессионал не только передает свои знания, умения ученикам, но и направляет их гражданское и профессиональное становление.
Только мастер профессионального обучения, знающий и любящий свое дело, людей, сможет привить учащимся чувство профессиональной чести и вызвать потребность в овладении специальностью, а в дальнейшем – постоянном совершенствовании профессиональных умений и навыков.
Опыт показывает, что успехов в педагогической деятельности добиваются те педагоги, которые владеют педагогическим умением развивать и поддерживать познавательные интересы учащихся, создавать на уроке творческую атмосферу, групповую ответственность и заинтересованность в успехах всех учащихся. Таким образом, можно сделать вывод о том, что не столько преподавательские умения, сколько умения воспитательной работы являются первичными в содержании формирования готовности к профессиональной деятельности будущего мастера профессионального обучения . В связи с этим профессиональная подготовка будущего мастера профессионального обучения имеет своей целью формирование его готовности к управлению целостным педагогическим процессом.
Большое значение в деятельности мастера профессионального обучения занимает также и профессиональная ориентация будущих рабочих. Профессиональная ориентация (профессиональная направленность) является составляющей ориентационного компонента готовности к профессиональной деятельности, поэтому она должна быть обязательной составляющей процесса подготовки будущих рабочих. Профессиональная ориентация осуществляется через систему качеств личности: интересы, склонности, мировоззрение, убеждения.
Ориентация, или направленность личности, как известно из психологии, является ведущим психологическим свойством, в котором представлена система ее побуждений к жизни и деятельности, определяющая избирательность отношений, позиций и активности.
В практической деятельности мастера профессионального обучения профессиональная ориентация означает такую организацию деятельности учащихся, при которой у них формируется положительное отношение к профессии, осуществляется развитие профессиональных интересов и склонностей, возникают возможности профессиональной самореализации и самоутверждения.
В психологии деятельность понимается как многоуровневая система, компонентами которой являются: цель, мотивы действия и результат. Применительно же к педагогической деятельности преобладает подход выделения ее компонентов относительно самостоятельных функциональных видов деятельности педагога.
В структуре педагогической деятельности выделяют пять взаимосвязанных компонентов: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный (Н.В. Кузьмина). Успешное осуществление этих функциональных видов педагогической деятельности возможно при наличии соответствующих способностей, проявляемых в умениях.
Гностический включает в себя действия, обеспечивающие изучение содержания и способов воздействия на других людей, возрастных и индивидуально-типологических особенностей этих людей, особенности процесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков.
Проектировочный включает действия в области формирования целей и задач, отодвинутых на дальний срок, планирование результатов деятельности воспитанников на длительный срок, планирование собственной деятельности на длительный срок.
Конструктивный включает действия в области формирования тактических задач: а) отбора и композиции содержания информации, которая должна быть достоянием ученика; б) проектирования деятельности учащихся, в которых необходимая информация может быть усвоена; в) проектирование собственной будущей деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с учащимися.
Организаторский включает в себя усилия в области оперативного решения задач, связанных с организацией: а) информации в процессе ее сообщения обучающимся; б) различных видов деятельности обучающихся, в которых информация может быть усвоена, и необходимые свойства сформированы; в) собственной деятельности и поведения.
Коммуникативный включает в себя действия в области оперативного решения задач, устанавливающие педагогически целесообразные взаимоотношения в процессе различных видов деятельности.
Одним из важных понятий, определяющим качество профессионального образования, является понятие профессиональной компетентности специалиста.
Термин «компетентность» (от лат. competenes – соответствующий, способный) означает достаточность определенных знаний, позволяющих судить о чем-либо.
Можно считать, что понятие «компетентность» расположено рядом с такими понятиями, как «грамотность», «осведомленность», «информированность», «подготовленность». Понятие «компетентность» относится к сфере деятельности личности и применимо к различным категориями работников.
Компетентность может быть различной, в зависимости от сферы деятельности человека. Так, понятие «профессиональная компетентность» понимают как интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалиста, отражающую уровень знаний и умений, достаточный для осуществления цели данного рода деятельности (Энциклопедия профессионального образования).
Профессиональная компетентность педагога есть единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности (В.А. Сластенин). Для мастера профессионального обучения, который занимается профессионально-педагогической деятельностью, можно говорить о профессионально-педагогической компетентности.
Подпрофессионально-педагогической компетентностью будущего мастера профессионального обучения будем понимать результат профессионально-педагогического образования, заключающийся в достижении необходимого уровня подготовленности, для которого характерно профессиональное самосознание, целостное видение профессионально-педагогической деятельности, наличие системы потребностей – способностей к самоопределению и творческой самореализации в жизненных и профессиональных ситуациях. В результате самосовершенствования и самостоятельной работы профессионально-педагогическая компетентность постепенно трансформируется в профессионализм, который характеризуется высоким уровнем профессионального мастерства, творчества, глубоким владением профессией.
Кроме рассмотренного понятия «компетентность» сегодня становится актуальным рассмотрение и использование такого понятия, как «компетенция ». Так, известный психолог А.Н. Леонтьев отмечал, что реальное основание личности человека не в глубине приобретенных знаний, умений и навыков, а в системе деятельностей, которые реализуются этими знаниями и умениями. С деятельностным процессом и связан термин «компетенция».
В словаре иностранных слов «компетенция» (от лат. competere – добиваться, соответствовать, подходить) – это круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен. Словарь синонимов русского языка понятие «компетенция» ставит в один ряд с понятиями «полномочия», «власть», «права». Обладать компетенцией означает умение, способность мобилизовать в данной ситуации полученные профессиональные знания и опыт.
Многие работодатели считают, что профессиональная компетенция – это умение работника выполнять работу на его предприятии в разрезе профессионального стандарта. При этом образовательный стандарт будет определять «компетентность» специалиста. Таким образом, можно сказать, что компетенция – это компетентность в действии.
Для мастера профессионального обучения профессионально -педагогическая компетенция есть совокупность свойств его личности, обеспечивающая самостоятельное выполнение профессионально-педагогической деятельности, выражающаяся понятием «быть способным».
В педагогическом плане компетенцию можно рассматривать как совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном процессе.
С профессионально–педагогических позиций компетентность рассматривается как совокупность профессиональных, личностных качеств, обеспечивающих эффективную реализацию компетенций*. Поэтому обладание лишь компетенциями не гарантирует их успешной реализации. Между компетентностью и компетенциями существует прямая и инверсионная (обратная) зависимость.
Компетентность достигается самим человеком в процессе его профессиональной деятельности, по мере накопления жизненного и профессионального опыта.
Компетенция представляется человеку в зависимости от его социального и профессионального статуса, уровня образованности, стажа работы и пр.
Профессионально–педагогическая компетенция мастера профессионального обучения включает достаточно много составляющих. Однако выделяют, как правило, те компетенции, которые носят доминирующий, системообразующий характер. Так, выделяют педагогические компетенции, профессиональные (отраслевые).
Все компетенции мастера профессионального обучения образуют единый конструкт – ключевые компетенции (рис. 4). Эти ключевые компетенции характеризуют сферу деятельности будущего мастера профессионального обучения: социальная компетенция, когнитивная компетенция, правовая компетенция, коммуникативная компетенция, специальная компетенция (по отраслевой подготовке), социально–информационная компетенция.
"Компетенция" - слово, применяющееся, быть может, не так часто, но порой все же проскальзывающее в тех или иных разговорах. Большинство людей воспринимают его смысл несколько размыто, путая с компетентностью и употребляя не совсем к месту. В то же время его точное значение может служить весомым аргументом в полемике и дискуссии, а также в разбирательствах. Так Что они значат и какие бывают? Разберемся подробнее.
По Ефремовой, компетенция определяется как область знаний и тот круг вопросов, в которых отдельный человек хорошо осведомлен. Второе определение, согласно этому же источнику, говорит, что данное слово также обозначает совокупность прав и полномочий (относится к должностному лицу). Последнее сводится к термину Он несколько строже, чем первый. Но эта дефиниция гораздо больше подходит и к сути настоящего вопроса о том, что такое компетенции, поскольку первый вариант имеет множество синонимов и не так узко определен.
Существует два подхода к толкованию терминов компетенции и компетентности:
Компетентность, грубо говоря, это владение какой-либо компетенцией. В соответствии с тем, насколько широко рассматривается последний термин, и трактуется их взаимосвязь с первым понятием. Он, кстати, описывается как характеризирующее качество индивида, его способность. Компетенция трактуется иначе - это, прежде всего, совокупность.
Компетенция есть интегральный результат взаимодействия следующих элементов ее структуры:
Каждый из элементов может своим поведением влиять на все остальные и является значимым фактором для понятия "формирование компетенций".
Терминология позволила понять, что такое компетенции в общем смысле. Более конкретно она разделяется на три большие категории:
Компетенции также можно поделить и по другому принципу: например, исходя из того, кто ими владеет. Такие типы будут затрагивать профессии, организации и социальные группы.
Рассмотрим следующие:
Почему были выбраны именно эти?
Взаимоотношения учителя и ученика - запутанная структура, состоящая из множества элементов. Недостаточная компетентность в вопросах одного влечет за собой аналогичную проблему у другого. Что же касается того, что именно должно входить в компетенции педагога, здесь можно наблюдать еще более неоднозначную ситуацию.
Большинство ученых настаивают, что компетенции учащихся, точнее, их число, должно быть строго ограничено. Следовательно, были выбраны наиважнейшие. Второе их название - ключевые компетенции.
Европейцы свой список составляли приблизительно, без уточнений. В нем шесть пунктов. Ученик должен:
Отечественные ученые отнеслись к делу более ответственно. Вот основные компетенции учащихся (всего семь):
Европейские страны синонимируют значение слов "квалификации" и "компетенции". Ключевые компетенции также называют базовыми навыками. Они, в свою очередь, определяются теми личностными и межличностными качествами, что выражены в различных формах в различных социальных и рабочих ситуациях.
Перечень ключевых компетенций в профессиональном образовании Европы:
Для человека постсоветского пространства, однако, немного странно слышать приведенные в заглавии термины в Вопрос о том, что такое компетенции, начинает возникать снова и нуждается в некоторых уточнениях для более четкого определения. Отечественные исследователи называют квалификацию достаточной подготовкой к деятельности рамочной, в устойчивых и ограниченных состояниях. Ее считают элементом структуры компетенции.
Но это только начало расхождений. Также и ключевые компетенции в разнообразных источниках имеют различное именование и толкование.
Зеер называл ключевыми универсальные знания, а также межкультурные и межотраслевые. По его мнению, именно они помогают реализовать более конкретные навыки, необходимые для определенного профессионального поля деятельности, а также являются базой для адаптации в нестандартных и новых ситуациях и продуктивной и результативной работы в каких бы то ни было обстоятельствах.
В. И. Байденко выделил еще один немаловажный пласт - профессионально-ориентированные компетенции.
У понятия есть четыре связующие интерпретации:
Если рассматривать терминологию, предложенную Байденко, то приходим к выводу, что профессиональная компетентность - это не только умение, это внутренняя предрасположенность к тому, чтобы действовать в своей трудовой сфере целесообразно и согласно требованиям выполняемой задачи. Компетентный сотрудник готов это сделать.
Компетенции педагога - одна из категорий профессиональной, а также охватывающая область профессионально-педагогической компетентности. Об этом - ниже.
Понятие компетентности учителя является выражением личных возможностей педагога, благодаря которым он в состоянии самостоятельно эффективно решать задачи, ставящиеся перед ним администрацией образовательного учреждения, а также возникающие в ходе обучения. Это теория, применяемая на практике.
Умения педагога сводятся к трем основным пластам способностей:
В зависимости от владения этими пластами, выделяют пять уровней:
Оценка компетенций производится исходя из следующих требований:
Оценка компетенций полагается на такие критерии:
Интересны для рассмотрений те инстанции, которые сами определяют управление компетенциями нижестоящих чинов. Какой квалификацией должны обладать они?
Компетенция власти:
Власть, как известно, подразделяется на исполнительную, судебную и законодательную. Компетенция судов определяется исходя из их уровня. Например, Международный суд может разбираться дела только между государствами, в то время как арбитражному подведомственны экономические дела. Компетенции подобных организаций определяются их уставом, а также изложены в Конституции.
Ключевые компетенции компании являются основой для её стратегического развития, направлены на совершенствование деятельности и получение прибыли. Наличие достаточной квалификации позволяет организации не только держаться на плаву, но и прогрессировать до следующего уровня. Ключевая компетенция должна быть тесно связана с деятельностью компании. Так она позволяет приносить наибольшую пользу.
Компетенции организации на примере бизнес-компании в сфере торговли:
Понятие компетенций граничит еще с двумя терминами: компетентностью, рамки которой несколько размыты, и квалификацией. Первое может несколько путаться с исходным, благодаря лексическим особенностям и этимологии, и взаимосвязь с ним определяется из выбора термина компетенции. С квалификацией несколько сложнее: в европейском сообществе понятия отождествляют, в то время как отечественная наука негласно договорилась более чем дифференцировать их. Из-за этого не так ясно, как хотелось бы, обстоят дела с обозначением ключевых компетенций.
Введение
Научно-технический и социальный прогресс приводят к изменению профессионализма рабочих и их квалификации. Различают понятия «квалифицированный рабочий», «рабочий широкого профиля», «рабочий высокой квалификации».
В своей работе мне бы хотелось рассмотреть вопрос профессиональной компетенции, так как на современном этапе развития общества необходимо, чтобы молодой специалист после окончания образовательного учреждения владел не только знанием и умением, но и компетенциями. В ФГОС прописаны общие и профессиональные компетенции, которые необходимы для дальнейшей работы.
Профессиональная компетентность педагога есть единство его теоретической и практической его готовности к осуществлению педагогической деятельности. По отношению к мастеру производственного обучения можно говорить о профессионально-педагогической компетентности.
Компетентность и компетенции мастера производственного обучения
1.1 Профессиональная компетентность специалиста
Одним из важных понятий, определяющих качество профессионального образования, является профессиональная компетентность специалиста.
Компетентность различается в зависимости от сферы деятельности человека. Так, понятие «профессиональная компетентность» понимают как интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалиста, отражающую уровень знаний и умений, достаточной для осуществления цели данного рода деятельности.
Профессиональная компетентность педагога есть единство его теоретической и практической его готовности к осуществлению педагогической деятельности (В.А. Сластенин). По отношению к мастеру производственного обучения можно говорить о профессионально-педагогической компетентности.
Профессионально-педагогическую компетентность будущего мастера производственного обучения будем понимать как результат профессионально-педагогического образования, заключающийся в достижении необходимого уровня подготовленности, для которого характерны профессиональное самосознание, целостное ведение профессионально-педагогической деятельности, наличие системы потребностей, способностей к самоопределению и творческой самореализации в жизненных и профессиональных ситуациях(Г. М. Романцев). В результате самосовершенствования и самостоятельной работы профессионально-педагогическая компетентность постепенно трансформируется в профессионализм, отличающийся высоким уровнем профессионального мастерства, творчества, владение профессией.
Сегодня наряду с понятием «компетентность» особую актуальность приобрело понятие компетенция . Так, известный психолог А. Н. Леонтьев отмечал, что реальное основание личности человека заключается не в глубине приобретённых знаний, умений и навыков, а в системе деятельностей, которые реализуются этими знаниями и умениями. С деятельностным процессом и связанно понятие «компетенция».
В словаре иностранных слов «компетенция» (от лат. competere – добиваться, соответствовать, подходить) толкуется как круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен. Словарь синонимов русского языка термин «компетенция» ставит в один раз с понятиями «полномочие», «власть», «право». Обладать компетенцией означает уметь, быть способным мобилизовать в данной ситуации полученные профессиональные знания и опыт.
Многие работодатели считают, что профессиональная компетенция – это умение осуществлять деятельность на рабочем месте в соответствии с профессиональным стандартом. Образовательный стандарт определяет «компетентность» специалиста в целом, в процессе профессиональной подготовки. таким образом, компетенция – это компетентность в действии.
Профессионально-педагогическая компетенция мастера производственного обучения есть совокупность свойств его личности, обеспечивающая самостоятельное выполнение профессионально - педагогической деятельность в профессиональном образовательном учреждении.
В педагогическом плане компетенцию можно рассматривать как совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном процессе.
1.2 Взаимосвязь компетентности и компетенций
С профессионально-педагогических позиций компетенций рассматривается как совокупность профессиональных, личностных качеств, обеспечивающих эффективную реализацию компетенций.
Компетентность – это проявленная компетенция человека, достигаемая самим человеком в процессе его профессиональной деятельности по мере накопления жизненного и профессионального опыта, который формируется в виде различных компетенций. Компетентность включает в себя набор компетенций, которые определяют конкретные виды деятельности, установленные профессиональным образовательным стандартами.
Актуальность компетентностного подхода обусловлена не определенностью окружающей среды и динамизмом протекания процессов, которые диктуют необходимость формирования «нового профессионала», не только владеющего профессиональной деятельностью на высоком уровне, но и умеющего жить и реализоваться в условиях неопределенности.
Совокупность различных качеств личности трактуется как компетентность в профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность специалиста представляет собой качественную характеристику, содержащую систему ключевых (надпредметных), общепредметных и предметных компетенций.
Перечисленные компетенции образуют иерархическую структуру: ключевые компетенции формируются на межпредметном (надпредметном) уровне содержания образования, общепредметные – определенной группой учебных предметов и образовательных областей, а предметные компетенции имеют частный характер, связанный с особенностями конкретных дисциплин.
Общепредметные и предметные компетенции принято относить к профессиональным компетенциям в конкретной сфере деятельности и дополнить их общими компетенциями, которые включают ряд ключевых компетенций (наиболее актуальных в определенный, конкретный период времени).
Профессионально – педагогическая компетентность мастера производственного обучения включает много составляющих (компетенций). Однако выделяют, как правило, те которые носят доминирующий, системообразующий характер. Так, ФГОС третьего поколения определяет два основных вида компетенций
Рисунок. 1 Компетенции мастера производственного обучения
Общие (ОК) – компетенции, необходимые для успешный деятельности как в профессиональной, так и во внепрофессиональной сферах;
Профессиональные (ПК) – компетенции, необходимые для реализации профессиональной деятельности.
Кроме общих и профессиональных компетенций приведённых в ФГОС третьего поколения, выделяют наиболее значимые, ключевые компетенции, которые являются «ключом» основанием для других более конкретных и предметно-ориентированных (профессиональных) компетенций. К ним относится компетенции: когнитивная (познавательная), социальная, правовая, коммуникативная, информационная, креативная и др. В квалификационных характеристиках специалистов чаще приводят правовую, коммуникативную и информационную компетенции.
Приведем общие компетенции мастера производственного обучения, данные ФГОС третьего поколения:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будующей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определить методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу, принимая на себя ответственность за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определить задачи профессионального и личностного развития, занимаясь самообразованием, осознанно планировать повышение классификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления её целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, её регулирующих.
ОК 12. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Общие компетенции мастера производственного обучения могут быть с группированы в четыре направления (корме ОК 12): компетенции, направленные на самоорганизующуюся деятельность и работу в коллективе (ОК 2, ОК 3, ОК 6, ОК 8); компетенции, связанные с собственной профессиональной деятельностью (ОК 1, ОК 9, ОК 11); компетенции, имеющие информационно-коммуникативную направленность, (ОК 4, ОК 5); компетенции, имеющие мотивационно-организаторскую направленность на работу с обучающимися (ОК 7, ОК 10)
Заключение
Отметим, что современные работодатели при приеме специалистов на работу обращают большое внимание не только на профессиональные компетенции, но и надпрофессиональные компетенции - совокупность компетенций, связанных с коммуникативными, социально-мотивационными, образовательными и другими аспектами профессиональной деятельности, определяющими компетентность выпускника. Иными словами, сегодня требуются компетентные работники качественно нового уровня образованности, восприимчивые к инновациям, целеустремленные, коммуникабельные, умеющие работать как самостоятельно, так и в команде (коллективе), обладающие профессиональной мобильностью, высоким потенциалом для дальнейшего карьерного роста. В качестве основных компонентов конкурентоспособности современного выпускника выделяют: профессионализм (профессиональная компетентность) по специальности; личностную составляющую компетентности - коммуникативные умения, необходимые как при трудоустройстве, так и работе в трудовом коллективе, и способность добиваться профессионального и карьерного роста.
Список литературы:
1. Жуков Г. Н. Основы педагогических знаний мастера производственного обучения: учеб. пособие. М. : НОУ ИСОМ, 2005, 248 с.
2. Жуков Г. Н. Матросов П.Г., Каплан С. Л. Основы общей или профессиональной педагогики: учеб. пособие: под общей ред. Г. П. Скаминикой. М. : Гардарики, 2005. 382 с.
3. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. М. : Изд-во Моск. психолого-социального института, 2003.
4. Климов. Е. А. Введение в психологию труда: учебник для вузов. М. Культура и спорт: ЮНИТИ, 1998, 350 с.
5. Кузнецов В.В. Ведение в профессионально-педагогическую специальность: учеб. пособие М. : Академия, 2007. 176 с.
6. Педагогика: учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М. : Академия, 1997.
7. Профессионально-педагогическая компетентность мастера профессионального обучения / В. В. Евдокимов, Т. В. Исполитова, И. В. Исипова, О. В. Тарасюк. М. : МГИУ, 2005. 156 с.
8. Словарь-справочник современного российского профессионального образования / В. И. Блинов, И. А. Волошина, Е. Ю. Есенина, А. Н. Лейбович. М. ФИРО, 2009.