Синтаксическая разминка. Деловая игра «Я – учитель»А. Стоящие внизу люди покатывались со смеху, глядя на
эту картину.
Б. Стоящие внизу люди покатывались со смеху, глядя на
эту картину.
В. Стоящие внизу люди покатывались со смеху, глядя на
эту картину.
Г. Стоящие внизу люди покатывались со смеху, глядя на
эту картину.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Сказуемое. Способы выражения сказуемого. Урок русского языка в 8 классе Учитель ГБОУ СОШ №27 г. Севастополя Белик Людмила Афанасьевна
Что такое «грамматическая основа предложения»? Это основная часть предложения, состоящая из его главных членов: подлежащего и сказуемого, - или одного из них.
Что такое «сказуемое»? Сказуемое – это главный член предложения, который грамматически зависит от подлежащего. Сказуемое обозначает действие, состояние, признак, присущие подлежащему. Сказуемое отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ ПРЕДМЕТ? ЧТО С НИМ ПРОИСХОДИТ? КАКОВ ОН? ЧТО ОН ТАКОЕ? КТО ОН ТАКОЙ? и другие.
Виды сказуемого СКАЗУЕМОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ ИМЕННОЕ ПРОСТОЕ ПГС СОСТАВНОЕ СИС СОСТАВНОЕ СГС
На какие вопросы отвечает простое глагольное сказуемое (ПГС) Что делает предмет? Что сделал предмет? Что будет делать предмет? Что с ним делается? Что с ним сделалось? и т.п.
Чем может быть выражено ПГС? глаголом в форме одного из наклонений сложной формой будущего времени инфинитивом (неопределённой формой глагола) глагольной формой междометия глагольным фразеологическим оборотом спрягаемой формой глагола с частицами повторяющимися глаголами сочетанием двух разных глаголов
ГЛАГОЛОМ В ФОРМЕ ОДНОГО ИЗ НАКЛОНЕНИЙ Два месяца прошли в непрерывном ожидании ответа на письмо. Русь! Чего же ты хочешь от меня? С тренером вы тренировались бы более регулярно. Возьмите с собой в поход гитару.
СЛОЖНОЙ ФОРМОЙ БУДУЩЕГО ВРЕМЕНИ Весь вечер будет играть музыка. Сегодня я буду читать всю ночь. Ты будешь участвовать в конкурсе? Мы будем поддерживать вас.
ИНФИНИТИВОМ (НФГ) И царица хохотать, И плечами пожимать. И подмигивать глазами, И прищелкивать перстами...
ГЛАГОЛЬНОЙ ФОРМОЙ МЕЖДОМЕТИЯ У двери кто-то звяк в кольцо. Вот мужу подвели коня... Он холку хвать и в стремя ногу. Прыг с окна – и был таков!
ГЛАГОЛЬНЫМ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИМ ОБОРОТОМ Цветухин не спускал глаз с Лизы. (смотрел) Ребята весь день били баклуши. (бездельничали) Он изъявил согласие принять меня завтра. (согласился) Мы одержали победу в этом состязании. (победили) Российские спортсмены приняли участие в олимпиаде. (участвовали)
СПРЯГАЕМОЙ ФОРМОЙ ГЛАГОЛА... ...в сочетании с частицами: БЫЛО, ЗНАЙ, ЗНАЙ СЕБЕ, ТАК И, КАК, КАК БУДТО, СЛОВНО. Томясь скукой, Григорий пошёл было в дом. Туман как будто расходится.
ПОВТОРЯЮЩИМИСЯ ГЛАГОЛАМИ с частицами НЕ, ТАК Они спорят, спорят, а проку мало. Степан – он ударит так ударит. Вы читать не читаете, а книгу берёте. Родители тебя ждут не дождутся.
СОЧЕТАНИЕМ ДВУХ РАЗНЫХ ГЛАГОЛОВ... ...в одинаковой спрягаемой форме, первый из которых обозначает ДЕЙСТВИЕ, а второй указывает на его ЦЕЛЬ. Я пойду возьму книгу в библиотеке. А ты возьми и спроси прямо.
Список используемых источников Литература Русский язык. 8 класс. Учебник. Часть 1. Часть 2. Комплект. ФГОС Издательство: Русское слово Автор: Быстрова Елена Александровна, Кибирева Людмила Валентиновна, Воителева Татьяна Михайловна, Фаттахова Наиля Нурыйхановна Серия: Инновационная школа
Презентация к уроку русского языка "Словообразование. Основные способы образования новых слов", 5 класс, программа С.И.Львовой
Презентация к уроку русского языка по теме "Словобразование. Основные способы образования новых слов", 5 класс, первый урок в разделе "Словообразование". Программа по русскому языку С.И.Львовой....
Презентация к уроку русского языка "Тире между подлежащим и сказуемым"
Учащиеся уже с 5 класса знают о постановке тире между подлежащим и сказуемым в некоторых случаях. В 8 классе эта тема изучается подробно. Презентация поможет учащимся в освоении нового материала. Разр...
Презентация к уроку русского языка. Тема урока: "Тире между подлежащим и сказуемым". 8 класс.
Данный урок поможет расширить и углубить знания детей о правилах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым.На уроке использованы методические приемы: объяснение учителя...
Сказуемое - главный член предложения, обозначающий действие, состояние, свойство подлежащего и отвечающий на вопросы что делает предмет речи? что с ним происходит? каков он? кто он такой? что он такое?
ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ
выражается в форме
изъявительного,
условного,
повелительного наклонения
ЛЕКСИЧЕСКОЕ И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЯ
ВЫРАЖАЮТСЯ ОДНИМ СЛОВОМ
СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ СКАЗУЕМОЕ
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ
ГЛАГОЛ
грамматическое значение
(наклонение, время, лицо, число, в форме прошедшего времени – род)
и дополнительное
лексическое значение
НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ
ФОРМА ГЛАГОЛА
основное
лексическое значени е
СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ
Глагол-связка
Именная часть
Грамматическое значение
Осень золотая! - говорят поэты. Я скорее ржавой назову её. Пусть меня презреньем наградят эстеты, Но, увы, такое мнение моё… Вижу я повсюду слякоть, дождь и лужи, Лица недовольных, сгорбленных людей. Треть из них чихает, голос их простужен (Семьдесят процентов - женщин и детей!). Осень - это скука... И темнеет рано: В пять уж ночь настала, тело хочет спать, Тело покидает мягкости дивана, К чёрту телевизор - шагом марш в кровать! Был бы я медведем, я б не знал заботы - Дрыхнул бы в берлоге мирно до весны, И к восьми не мчался б рысью на работу, Спал бы лишь и видел розовые сны.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Напишите сочинение- рассуждение на лингвистическую тему:
« Сказуемое- это рельсы, по которым движется мысль ».
Цели:
Ход урока
2. Изучение нового материала.
а) Исследование схемы и теоретического материала п.14, с. 49.
б) Выполнение упражнения 69 с.49.
в) Слайд 1-4 Исследование материала.
3. Закрепление.
а) Работа над упражнениями учебника 70,71 с.51
4. Итог урока:
На какие 2 вида делится сказуемое? (Глагольное и именное)
Каким бывает глагольное сказуемое? (Простое и составное)
Как выражается простое глагольное сказуемое? (Одной глагольной формой какого-либо наклонения)
Из каких двух частей состоит составное глагольное сказуемое? (Вспомогательного глагола и инфинитива)
5. Домашнее задание: упражнение 72, п 14 правила.
6. Комментирование оценок.
Цели:
Ход урока
1. Орг.момент. Приветствие обучающихся.
2. Повторение изученного материала. Слайд №5
Спишите. Подчеркните сказуемые. Укажите чем они выражены.
В мае зацвели тюльпаны. – В мае начали цвести тюльпаны.
Недавно отцвели тюльпаны. – Недавно кончили цвести тюльпаны.
Уже июнь, а тюльпаны цветут. - Уже июнь, а тюльпаны продолжают цвести.
(Фронтальная проверка)
3. Новый материал. Слайд №6.Составное именное сказуемое.
4. Закрепление нового материала.
А) Работа над упражнениями учебника №75,76.
Б) Слайд №7. Спишите текст. Подчеркните в предложениях составное именное сказуемое.
5. Итог урока:
Слайд 8. Назовите виды сказуемых.
6. Домашнее задание: с55 упражнение 79, правило на с 53.
7. Комментирование оценок.
Цели:
Ход урока
1. Орг.момент. Приветствие обучающихся.
2. Повторение.
а) Слайд №8. Постройте устный ответ “Виды сказуемого”, пользуясь схемой слайда.
б) Слайд №9. Выберите полную или краткую форму прилагательных, соответствующую контексту.
Запишите предложения. (Фронтальная проверка)
в) Работа над упражнениями учебника 77,78.
г) Слайды №10,11 Тестовое задание.
Слайд 12. Проверка
3. Слайд №13. Итог урока.
4. Домашнее задание. П 14 Виды сказуемых. Упражнение 81 с 57.
5. Комментирование оценок.