ОТНОШЕНИЕ К ОБРАЗОВАНИЮ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ (НА МАТЕРИАЛАХ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН)
Я.М. Ахметова, Л.К. Мухаметзянова, Р.Р. Хизбуллина1
1Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Правительства Республики Татарстан (проект №14-13-16003)
Аннотация. В представленной статье рассматриваются процессы социальной трансформации, происходящие в российском обществе, связанные с отношением к системе и качеству образования студенческой молодежи. С методологических позиций определяется проблемное поле и обозначается вектор развития системы подготовки кадров в высшей школе в современных условиях. Проанализированы результаты исследования по изучению отношения студенческой молодежи к организации учебного процесса и учебного заведения на региональном уровне, определены мотивы выбора профессии.
Ключевые слова: высшее образование, качество образования, студенческая молодежь, самооценка качества образования, организация образовательного процесса, профессиональное образование.
THE ATTITUDE TO EDUCATION OF THE STUDENTS (ON THE MATERIALS OF SOCIOLOGICAL RESEARCH IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN)
Ya. Akhmetova, L. Mukhametzyanova, R. Khizbullina
Abstract. In the article the authors review the processes of social transformation that are happening in the Russian society and are connected with the system and quality of student’s education. The authors define the problem itself and direction of the development of personnel training system from the methodological point of view. The results of research on the studying of the student"s youth attitude towards the educational process and educational establishment at the regional level are analysed, motives of choice of occupation are defined.
Keywords: higher education, quality of education, student"s youth, self-assessment of quality of education, educational process management, professional education.
Актуальность изучения проблемы, касающейся места и роли высшего образования в системе ценностей и жизненных стратегий молодежи, детерминирована повышением роли и значимости системы образования в современном российском социуме.
Поскольку система образования является важнейшей подсистемой социальной сферы нашего государства, которое обеспечивает получение систематизированных знаний, умений и навыков с дальнейшей целью применения их в профессиональной деятельности, постольку она сохраняет и поддерживает существование человеческой цивилизации в целом .
Получать высшее образование в нашей стране всегда было престижно, а в последние годы число поступающих в высшие учебные заведения, заметно выросло. Количество поступающих в вузы и число выпускников школ в 2015 году составило 719 тыс. школьников. Количество бюджетных мест для
поступающих в вузах РФ в 2015 году увеличилось до 576 тысяч .
Согласно авторскому социологическому исследованию, посвященному выявлению отношения учащейся молодежи Республики Татарстан к качеству образования, организации образовательного процесса, выбора профессии и учебного заведения , 78% опрошенных из числа сельской молодежи Республики Татарстан ориентированы на получение высшего образования и делают выбор в пользу обучения в высшем учебном заведении, в то время как только 22% сельских старшеклассников для получения дальнейшего профессионального образования выбирают колледж (училище, техникум). Что касается городских школьников, то данные распределились следующим образом: 87%
опрошенных ориентированы на поступление в вуз (институт, академия, университет) и получить высшее образование и только 13% респондентов желают ограничиться начальным и средним профессиональным образованием .
В целом, среднее значение по выбору начального и среднего профессионального образования по состоянию на 2014 соответствует 17% выбора старшеклассников и 83% ориентируются на получение высшего образования. В основном, повышение доли выпускников школ, получающих высшее образование - это общемировая тенденция.
Ценности являются самым сильным регулирующим фактором развития общества. В последнее время ценностная компонента получения высшего образования неизменно повышается. Тем не менее, в современных условиях ценность образования реализуется у молодежи через преодоление дисбаланса между высоким престижем получения высшего образования и сложностью его реализации по завершении вуза .
Данные авторского исследования в период 2014 - 2015 гг. позволяют говорить о том, что опрошенные старшеклассники, потенциально находящиеся на этапе профессионального самоопределения, по значимости приоритетов профессиональную деятельность ставят на 4-е место, в то время как, в первую очередь, старшеклассники ориентированы на «жизненный успех». Последний, по мнению, сельских и городских школьников, в первую очередь зависит от целеустремленности и от наличия высшего образования, на втором месте стоит высокооплачиваемая работа, на третьем месте - материальная обеспеченность . Из полученных данных следует, что сегодня высокооплачиваемая работа,
материальная обеспеченность и наличие высшего образования являются
приоритетными факторами в системе профессионального самоопределения
современных старшеклассников.
В результате формирования жизненных и профессиональных стратегий молодежь, как правило, рассматривает высшее образование как обязательный, инструментальный фактор для достижения жизненного успеха .
Эмпирическим путем подтверждено, что жизненные стратегии молодых людей определяются их изначально неравными стартовыми социально-экономическими
возможностями. Уровень материального положения, культурный уровень родителей, место поселения во многом предопределяют возможности реализации жизненных стратегий молодых людей.
Согласно исследованию 55% студенческой молодежи обучаются за счет государственного бюджета, 44% за счет личных финансовых средств и всего 1% - за счет средств
предприятия, работодателя и т.п. При этом для поддержки своего финансового состояния подрабатывают треть опрошенной (30%) молодежи. Вместе с тем 57% из числа опрошенной студенческой молодежи дневного обучения отметили, что нуждаются и регулярно получают финансовую поддержку родителей (родственников). Только 6% респондентов указали, что они живут только на получаемую стипендию и 2% опрошенных затруднились с ответом.
В условиях современного общества успешность жизненного пути человека, в частности, его социально-профессиональной траектории все в большей степени определяются приобретаемыми знаниями, навыками, компетенциями, квалификациями, способностью адаптации к социальным изменениям, что составляет основу человеческого капитала .
Известно, что между планами молодежи «на входе» в систему высшего образования и «на выходе» из нее существует значительное расхождение. Зачастую, молодые люди не видят необходимости в осуществлении профессиональной деятельности в рамках полученной специальности. Данное
утверждение было актуально, скорее, для молодежи 1990 - 2000 гг., поскольку
результаты авторского исследования констатируют, что значительная часть респондентов из числа учащейся молодежи (72%) собираются работать по специальности. Причем, данный показатель соответствует мнению студентов всех вузов Республики Татарстан, принявших участие в исследовании. Не собираются работать по специальности всего 11% респондентов.
В жизненной стратегии молодежи получение высшего образования и специальности рассматриваются в качестве важного составляющего в достижении «жизненного успеха» и ресурса дальнейшего жизнестроительства. По оценкам социологов, молодые специалисты, работа которых в полной мере соответствует полученной специальности, в большей степени обладают не только качествами, которые можно отнести к традиционным для российской ментальности, но и присущими современной этике труда. Современные характеристики трудовых отношений влияют на жизненные позиции молодых специалистов, усиливая мотивацию выбора работы по специальности. Важное место в мотивации студентов отдается надежде в перспективе найти хорошую работу. Профессиональная функция образования,
конечно же, должна играть положительную роль в возможности заниматься интересной профессиональной деятельностью в будущем. К сожалению, в реальности, оказывается «каждый второй» (молодой специалист), чья работа соответствует полученной в вузе специальности, относится к категории малообеспеченных (20,5%), либо
обеспеченных ниже среднего уровня (30,2%)»
образование
специалистом
деятельности,
получив качественное
и став образованным в определенной области должен реализоваться в
профессиональной деятельности. Именно высокое качество профессионального образования должно проявляется в уровне востребованности выпускником учреждений профессионального образования на рынке труда. С этой точки зрения нам было
интересно узнать, насколько студенты оценивают качество обучения и процесс организации образовательного процесса. Термин «качество обучения» включает в себя результат учебного процесса: организация
учебно-методического процесса, состояние материально-технической базы, уровень квалификации профессорскопреподавательского состава и
интеллектуальный потенциал студентов высшего учебного заведения .
Выявлено, что 47% молодежи полностью удовлетворены уровнем организации учебного процесса и учебного заведения в целом. Скорее удовлетворены организацией учебы треть опрошенных - 35%. Менее 10%
респондентов скорее не удовлетворены (9%) и только 7% опрошенных не устраивает ни вуз, ни организация обучения; 2% затруднились с ответом, см. рис. 1.
Рисунок 1. - Удовлетворенность уровнем организации учебного процесса и учебного заведения
(% к опрошенным респондентам)
Процесс профессионального
самоопределения и становления молодежи во многом опосредован удовлетворенностью качеством обучения в учебном заведении. Большая часть опрошенной молодежи (53%) удовлетворены качеством обучения, треть опрошенных (32%) - скорее устраивает, чем нет. Противоположное мнение высказал всего 8% респондентов («скорее нет, чем да») и только 5% учащейся молодежи не удовлетворены качеством образования своего учебного заведения; 2% опрошенных затруднились с ответом, см. рис. 2.
Образовательный процесс, реализуемый в стенах учебного заведения, помимо передачи профессиональных знаний, призван
раскрывать и личностные, индивидуальные способности учащихся. Большая часть опрошенной молодежи (45%) считают, что образовательный процесс учебного заведения помогает им оценить свои индивидуальные способности и раскрывать их в рамках учебного процесса; 27% учащейся молодежи уверены, что индивидуальные способности могут быть раскрыты только после окончания вуза в практической деятельности.
Рисунок 2. - Удовлетворенность качеством образования в выбранном учебном заведении
(% к опрошенным респондентам)
Мнение о том, что образовательному учреждению трудно раскрыть индивидуальные способности учащихся при существующей организации учебного процесса и раскрытие способностей во время обучения не определяет успех профессиональной деятельности специалиста в будущем, в равной степени высказали 12% опрошенных, соответственно.
В результате исследования, респонденты определили причины, снижающие качество образования. Среди факторов негативизации были выделены: 1) изучаемые дисциплины не соответствуют получаемой специальности (18% ответов респондентов); 2) неудовлетворительное качество преподавания дисциплин (13% ответов респондентов); 3) недостаточность практических занятий - 29% (наибольшее количество у студентов медицинского профиля (66%), инженерного профиля - 36% из числа опрошенных); 4) недостаточность теоретических занятий - 3%;
5) перегруженность аудиторными занятиями -8%; таких причин нет - 25% (наибольшее количество опрошенных экономического профиля (51%); 6) другое - 4%.
Современная молодежь достаточно серьезно относится к выбору профессии и учебного заведения. Профессиональные планы молодежи на будущее, так же как и выбор учебного заведения возникают под влиянием различных средств воздействия - мнения родителей, учителей, друзей, книг, передач и т.д. В ходе авторских исследований были выявлены мотивы выбора учащейся молодежью учебного заведения. Ответы респондентов о рекомендации учебного заведения демонстрируют, что большинство из опрошенных (55%) сделали выбор в пользу образовательного учреждения самостоятельно (наибольшее значение по определенному учебному заведению - 73%), решение было
принято совместно с родителями - 22% ответов респондентов. О том, что непосредственно родители определили, где будут учиться их дети, отметили 11% опрошенных. На долю друзей, знакомых и других ответов по выбору учебного заведения приходится 12% ответов учащейся молодежи.
Также были выявлены мотивы выбора молодежью учебного заведения. Наиболее распространенными причинами выбора учебного заведения респонденты назвали: хорошая репутация образовательного учреждения (27%), престиж учебного заведения (26%), качественное образование (10%) и низкая оплата обучение, по сравнению с другими образовательными учреждениями. Менее 10% респондентами были определены мотивы - «учатся знакомые, родственники» (9%), «всегда мечтал учиться здесь» (8%), «попал случайно» (5%), другое (5%).
Также выявлено соответствие выбранного учебного заведения ожиданиям респондентов. По мнению, 46% учащейся молодежи выбранное учебное заведение полностью соответствует ожиданиям, частично образовательное учреждение соответствует ожиданиям 41% опрошенных, частично не соответствует ожиданиям у 8% респондентов и 4% опрошенных считают, что выбранное учебное заведение совершенно не соответствует их ожиданиям, см. рис. 3.
В целом учащаяся молодежь Республики Татарстан, принимавшая участие в исследовании оценивает свою учебу преимущественно на «хорошо» (64%), часть на «удовлетворительно» - 21%. Только 15% опрошенных оценивают свою учебу на «отлично».
Рисунок 3. - Соответствие выбранного учебного заведения ожиданиям респондентов (%)
Результаты исследования позволяют говорить, что в современных условиях социальной неопределенности именно система высшего образования может помочь сформировать профессиональные и жизненные ориентиры молодежи, что в конечном итоге предопределяет целостность и стабильность современного общества.
В настоящее время социологами все чаще фиксируется разрыв в доступности получения высшего образования молодыми людьми из различных социальных страт, что в конечном итоге оказывается существенным, а порою решающим фактором дальнейшего
жизненного пути личности. Кроме того, на региональном уровне существуют свои специфические особенности реализации полученного высшего образования при построении жизненной стратегии .
В результате проанализированных данных можно сделать следующий вывод: в настоящее время качество высшего образования остается одним из основополагающих механизмов формирования профессиональной и личностной самореализации, определяя ее характер и направленность.
Необходимость дальнейшего изучения отношения молодежи к образу, характеру и проблемам профессионализации и
профессионального образования в целом продиктована тесной связью формирования будущих специалистов, их профессиональной самореализации с качеством получаемого образования, удовлетворением молодежи организации процесса обучения и социальнопрофессиональных потребностей будущих специалистов.
Литература:
1. Ахметова Я.М., Мухаметзянова Л.К.
Факторы влияния на выбор профессии у
старшеклассников (на примере Республики
Татарстан) // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 19. - С. 28-30.
2. Ефимова И.А. Повышение качества высшего образования в Российской Федерации // Российское предпринимательство. - 2011. - № 5. - Вып. 1(183). - С. 151-154.
3. По данным газеты «Известия».
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://izvestia. ru/news/583428
4. В статье использованы данные исследований,
проведенных в 2014 - 2015 гг., среди студентов. В нем приняли участие 1000 студентов из 8 учебных заведений г. Казани Республики Татарстан; возраст - от 17 до 23 лет. В опросе участвовали: юношей -39%, девушек - 61%. Работа выполнена при
финансовой поддержке Российского гуманитарного
научного фонда и Правительства Республики Татарстан (проект № 14-13-16003).
5. Большов В.Б. Высшее образование в системе жизненных стратегий молодежи (региональный аспект): Автореф. дисс. на соискание ученой степени / В.Б. Большов. - Краснодар, 2007.
6. Чередниченко Г.А. Образовательные и профессиональные траектории выпускников средней школы // Социологические исследования. -2010. - № 7. - С. 88-96.
7. Хизбуллина Р.Р. Обучение как
профессиональной социализации:
методологический аспект // Молодой ученый. -2014. - № 5(64). - С. 445-447.
8. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Молодые специалисты: подготовка и востребованность на рынке труда // Социология молодежи. - 2015. - С. 114-122.
Ахметова Язглем Мубаракшевна (г. Казань, Россия), кандидат филологических наук, доцент, кафедра иностранные языки, Казанский государственный энергетический университет, e-mail: yazgul_ahmetova@mail. ru
Мухаметзянова Лилия Касымовна (г. Казань, Россия), кандидат биологических наук, главный специалист, организационный отдел, Академия наук Республики Татарстан.
Хизбуллина Радмила Радиковна (г. Казань, Россия), кандидат социологических наук, доцент, кафедра социологии, политологии и права, Казанский государственный энергетический университет.
Data about the authors:
Ya. Akhmetova (Kazan, Russia), candidate of philological sciences, assistant professor at the Department of Foreign Languages, Kazan State Power Engineering University, e-mail: [email protected]
L. Mukhametzyanova (Kazan, Russia), candidate of biological sciences, chief specialist at the Administrative Department, Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan.
R. Khizbullina (Kazan, Russia), candidate of sociological sciences, assistant professor at the Department of Sociology, Political Science and Law, Kazan State Power Engineering University.
А.В. Карманова
ОТНОШЕНИЕ К ОБРАЗОВАНИЮ В СОВРЕМЕННЫХ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУРАХ
Рассматриваются ценность образования и самообразования, их роль в формировании всесторонне развивающейся личности как человеческого идеала современных молодежных субкультур.
Вот уже более полувека существует социальный стереотип, согласно которому представителям молодежных субкультур присущи крайняя асоциальность и инфантилизм, выражающиеся в равнодушном или даже враждебном отношении к нормам, ценностям и образу жизни доминирующей культуры, а также в отсутствии социально значимых интересов, увлечений и тяги к знаниям. Эта точка зрения появилась, вероятно, из-за ошибочного истолкования внешних проявлений специфического бытия современных молодежных субкультур и нестандартного образа жизни отдельных ее представителей.
«Общество потребления», которому объявили войну еще битники и хиппи в середине прошлого века, с успехом продолжает функционировать и в настоящее время, порабощая человека и делая его «одномерным» . «Одномерное общество» Г. Маркузе - это «общество всеобщего благоденствия» и тотального отчуждения, образовавшееся в результате «сговора» крупнейших торговых корпораций, военно-промышленного комплекса и государственного аппарата развитых индустриальных стран. Из-за научно-технического прогресса (осуществляемого, в основном, благодаря заказам военнопромышленного комплекса) создается впечатление, что современное общество очень динамично, хотя на самом деле оно статично, т.к. отвергло все альтернативы исторического развития. Оно подавляет индивидуальность, поглощает и делает бессмысленной любую оппозицию, интегрирует все классы и слои населения в один - «потребительский», навязывая людям одинаковые ложные потребности по принципу «предложение порождает спрос». Массовая, «конвейерная» культура, которая заняла прочные позиции в современной жизни и заметно потеснила культуру элитарную, как верно заметил еще Х. Ортега-и-Гассет , является одной из систем манипулирования людьми, которая способствует созданию определенных типов личностей, наиболее приспособленных для функционирования в современном обществе (именно поэтому Г. Маркузе назвал господствующий в настоящее время тип социальности тоталитарным). Эта культура, активно внедряемая в повседневную жизнь через СМИ, не только обедняет язык и речь, отучая человека думать самостоятельно и подходить критически к своему социальному бытию, но и обесценивает в массовом сознании достижения науки и культурный запас человечества.
Не отрицая утилитарную пользу научно-технического прогресса, современный человек подходит к получению знаний преимущественно с прагматических и утилитарных позиций. С наступлением информационной эры наличие диплома о высшем или среднем специальном образовании рассматривается большинством людей всего лишь как средство или гарант для последующего успешного трудоустройства, а значит -
получения материальных благ все того же «общества потребления». Еще Э. Фромм писал об этом: «Наша система образования повсеместно направлена на то, чтобы напичкать человека знаниями как имуществом пропорционально его собственности и социальному статусу. Минимум знаний они получают как сумму информации, необходимую для выполнения своих служебных функций. И, кроме того, каждый получает еще некоторый пакет “дополнительных знаний” (как предмет роскоши) для возвышения в своих собственных глазах и в глазах окружающих. Школы - это фабрики, на которых производятся пакеты готовых знаний, хотя учителя искренне думают, что знакомят учеников с высокими достижениями человеческого духа» .
Несколько иной подход к знаниям в среде молодежных субкультур, создатели которых, вопреки обществу, живущему по «модусу обладания», провозгласили главной ценностью жизнь по «модусу бытия». Именно о них писал Э. Фромм в своей работе «“Иметь” или “быть”»: «Я не могу оставить без внимания тенденции совершенно противоположного характера, которые наблюдаются в молодом поколении; я имею в виду такие формы поведения, при которых потребление не является способом умножения собственности, а сопряжено с проявлением подлинной активной радости бытия. Я говорю о людях, которые могут совершить утомительное путешествие ради того, чтобы послушать любимую музыку, посмотреть какие-нибудь достопримечательности или встретиться с интересным человеком. Даже если им не хватает серьезности, основательности и целеустремленности, все равно эти молодые люди проявляют смелость “быть” в высшем смысле слова, не задаваясь вопросом, что они от этого будут “иметь”. Они производят впечатление более искренних людей, чем старшее поколение; их политические и философские взгляды часто бывают очень наивны. Но как бы там ни было, они не занимаются постоянной лакировкой своего “я”, чтобы подороже продать себя на рынке бытия. Нередко они поражают взрослых своей честностью, способностью видеть и говорить правду. В политическом и религиозном плане эти юноши и девушки относятся к самым разношерстным группам, многие из них вообще не придерживаются никакой определенной идеологической концепции или доктрины и сами себя причисляют к “ищущим”. Может быть, они и не нашли еще жизненной цели, но каждый из них стремится “быть самим собой”, а не довольствоваться тем, чтобы покупать и потреблять» .
Выполняя с большим или меньшим успехом некоторый минимум социальных функций, «неформалы» провозгласили принцип «ценностной аномии» - неприятия декларируемых «обществом потребления» ценностей, целей и средств их достижения. Современные молодежные субкультуры созданы индивидуалистами,
имеющими потребность творить, выражая и утверждая свое собственное жизненное кредо всеми доступными способами. Поэтому в центр мировоззрения был поставлен поиск себя и своего места в этом мире, а также переустройство и улучшение последнего в соответствии со своими идеальными представлениями о том, каким ему следовало бы быть. В связи с этим на первый план выдвигается идеал прогрессивно и гармонично развивающейся личности, выходящей за рамки «одномерности» и не участвующей в «крысиных бегах» современного мира с его темпом жизни, все более ускоряющимся ради самого ускорения. Такую личность, помимо творческого подхода ко всему, что вписывается в область его интересов, отличает постоянное стремление к познанию как окружающего мира, так и самого себя, желание приобщиться к богатому культурному пласту человеческой цивилизации. Отсюда большая тяга к знаниям, особенно - выходящего за рамки научного (в том числе и эзотерического). Чаще всего «неформалы» интересуются гуманитарными и общественными науками - философией, психологией, историей человечества, историей культуры и религий. Нередко они самостоятельно изучают иностранные языки и фольклор; многие интересуются политической ситуацией в современном мире, знают и любят художественную литературу.
Необходимо заметить, что ценность формального (официального) образования и образования неформального (самообразования) в молодежной среде варьируется в зависимости от того, к какой субкультуре принадлежит человек. И хотя представители многих субкультур обращают внимание, в общем, на одни и те же области знания, направленность субкультуры, ее специфика в целом задает основное направление личностных интересов, расставляет акценты, определяет приоритеты личностного развития, «обязательные» и «факультативные» области знаний и искусств для освоения. Например, психологией и философией живо интересуются практически во всех молодежных субкультурах.
Согласно Т.Б. Щепанской , любая молодежная субкультура обязана своим возникновением некоей идее, которая служит объединяющим принципом, первоэлементом в сообществе личностей, ее разделяющих. Ее творцами, помимо самих «неформалов», могут выступать философы, поэты, писатели, художники, музыканты - «генераторы» идеологии и создатели альтернативной картины мира той или иной субкультуры, либо просто те выдающиеся во всех смыслах личности, чьи идеи и творчество нашли живой отклик в умах и сердцах представителей молодежных субкультур либо послужили непосредственным толчком к их возникновению.
В 1950-1960-е гг. прокатилась первая волна молодежного протеста, всколыхнувшая весь мир. Битники, «новые левые», хиппи, йиппи выразили свое недовольство существующим мироустройством. Их идеологами и кумирами были В. Райх, Т. Роззак, Ч. Рейч, Р. Миллс, Г. Маркузе, Ж.-П. Сартр, Г. Гессе, Дж. Керуак, К. Кизи, Г. Снайдер и др.
К хиппи близки субкультуры «толкиенистов» и «ролевиков», а также сообщества, занимающиеся эт-ноисторической реставрацией: «индеанисты», «кель-
ты», «викинги», «родноверы» и клубы военноисторической реставрации. На знании истории, этнологии, этнографии, культурологии, мифологии, религиоведения и языков - пусть даже и вымышленных (например, таких как «кертар» - эльфийский язык, придуманный Дж.Р.Р. Толкиеном), большей частью и основаны данные субкультуры. «Индеанисты» в своем быте, и особенно во время летних слетов «пау-вау», воссоздают быт, традиции, обряды и обычаи североамериканских индейцев. Они изучают их историю, культуру, мифологию и т.д. Почти тем же самым занимаются и «кельты», и «викинги». Объединяющиеся в общины «родноверы» стараются не просто вернуть славянским народам их родную веру - славянское язычество, но и пытаются переосмыслить ее применительно к современным реалиям (именно поэтому некоторые общины «родноверов» и называют себя иногда неоязычниками). Помимо возрождения язычества родноверы занимаются также изучением родной истории, культуры, быта, обычаев, традиций, фольклора, языка. Для толкиени-стов центральной идеей, объединяющей людей в данное сообщество, является созданный Дж.Р.Р. Толкие-ном мир «Средиземья», основанный на староевропейской мифологии. Субкультура «ролевиков» основана не столько на мире Толкиена, сколько на мире фэнтэзи вообще, а также фантастике и истории.
К молодежным субкультурам также можно отнести и группы, которые занимаются самодеятельной исследовательской деятельностью и которые, кстати, тоже близки к хиппи: диггеры (исследователи подземных коммуникаций в крупных городах), кладоискатели и «черные археологи» (занимаются поиском кладов, утерянных древних реликвий), а также спелеологи (самостоятельно исследуют пещеры), поисковики и черные следопыты (разыскивают, реставрируют и коллекционируют оружие и атрибутику времен Второй мировой войны).
«No future!» - провозгласили панки в Великобритании в 1976 г., а чуть позже - и во всем западном мире. На фоне общественной стагнации и мирового экономического кризиса, потери жизненных ориентиров у большинства выпускников школ (выходцев из семей не только рабочего, но и среднего классов, примкнувших к панкам) отношение к официальному образованию было крайне негативное. Школа расценивалась не как учреждение, в котором можно было чему-нибудь научиться, а как система подавления индивидуальности, формирующая угодный властям тип социальности. Спустя много лет субкультура панков претерпела значительные изменения. На смену грязному телу, причудливым одеждам и прическам подчеркнуто «эпатажного» вида, ставшим средствами демонстрации активного неприятия господствующего жизненного уклада и стремления к разрушению связанных с ним ценностей пришли новые, гораздо более действенные формы и методы социального протеста - в том числе с использованием интеллектуальных приемов и средств, призванных служить делу борьбы за создание нового, справедливого общества. Как следствие значительно возрос интерес к информации, не имеющей прямого отношения к любимой музыке (панк-року). В наше время панки все больше интересуются политическими событиями; их волнуют даже проблемы классового
самосознания. Сегодня музыка стала для них скорее дверью в мир дальнейшего образования, а не конечным, замкнутым на себе самом результатом и самоценностью. «Я в панк-сцене с 1982 года, - заявлял Крейг О’Хара, - и убежден, что это очень эффективный и веселый способ узнать о том, что происходит в мире, научиться менять что-то вокруг себя (если это возможно), пытаться практиковать индивидуализм и нонконформизм в формах, которые наиболее способствуют позитивному развитию личности. Панки постоянно изменяются и активно производят информацию, а наличие общих точек зрения по конкретным вопросам подобно жидкой ртути... Для тех, кто становится частью движения (а это не обязательно молодые люди), этот начальный протест превращается в силу, побуждающую к образованию и личному развитию» . Современными панками активно изучаются классика анархизма и труды современных представителей этого направления, при этом особо подчеркивается то, что для наиболее полного понимания теории анархизма просто необходимо свободно ориентироваться в праве, экономике и философии. В особом почете такие идеологи, как М. Штирнер, П.Ж. Прудон, Р. Штаммлер, П. Эльцбахер, Н. Хомский, М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин и др.
Субкультура «готов», которая вышла из панка и на заре своего появления (примерно 20 лет назад), называлась «новые романтики», особый упор делает на творчество без границ и отсутствие каких бы то ни было стереотипов в процессе самовыражения. Культовые авторы у современных «готов» - Э. Райз, Г. Лавкрафт и маркиз Де Сад. «Готы», веря в вечную жизнь после прекращения физического существования, более других склонны к изучению и практике оккультизма.
Центральной идеей субкультуры «металлистов» является личность Воина, Невозмутимого Стоика, Неуязвимого Героя - Властелина Действительности . Поэтому именно Фридрих Ницше находится на самом почетном месте в списке культовых философов. Не менее любимые авторы - Г. Лавкрафт, А.Ш. Ла Вей, М.А. Булгаков, Дж.Р.Р. Толкиен, а также классики мировой художественной литературы (от античности и до наших дней). «Металлисты», в силу специфики своей субкультуры, являющейся практически всемирной и основанной на музыке как основном средстве коммуникации, пожалуй, в наибольшей мере по сравнению с представителями других молодежных субкультур уделяют внимание изучению иностранных языков. Помимо самого «рокового» английского и чуть менее распространенного немецкого самым настоящим высшим пилотажем считается знание скандинавских языков - норвежского (и даже старонорвежского), финского, шведского и т.д., а также других древних и мертвых языков (например, латыни). Кроме изучения языков, философии и психологии, «металлисты» открыто заявляют о своей любви к классической музыке, которую считают предшественницей металлического рока, тогда как последний провозглашается ими не просто прямым потомком первой, но и даже ее современным эквивалентом. «Хорошим тоном» считается умение профессионально играть на каком-нибудь музыкальном инструменте.
Субкультуре скинхэдов «повезло», пожалуй, меньше всего. На заре своего появления в Великобритании, в 1960-х гг., скинхэдами называли себя подростки из рабочих семей, боровшиеся за права своего класса против капитализма, любившие музыку «ска» и «реггей», а также футбол. Их девиз: «Сражайся за свой класс, а не за свою расу!» Их главными ценностями были учеба, честный труд и хорошее времяпрепровождение с друзьями. Во второй половине 1970-х гг. часть скинхэ-дов влилась в панк-движение, из которых лидеры профашистски настроенных сообществ начали вербовать себе сторонников. Новое движение продолжали называть скинхэдами, от первоначальных идей которых в данной субкультуре к настоящему времени уже ничего не осталось. Сами скинхэды «старой школы», которые не исчезли и продолжают существовать до сих пор по всему миру, называют своих тезок «бонхэдами» -«пустоголовыми», имея в виду их расизм и неоправданное насилие, обусловленные главным образом тем, что в него вливаются агрессивно настроенные подростки, не только не желающие ничего добиваться своим умом или трудом, но и огульно обвиняющие во всех своих неудачах и неблагополучии свого общества других людей, как правило - с другим цветом кожи или тех же «неформалов». Однако справедливости ради надо заметить, что лидеры скинхэдов-неофашистов - в отличие от рядовых членов возглавляемых ими группировок - далеко не глупые, а подчас и весьма образованные люди, неплохо ориентирующиеся в современной философии и гуманитаристике.
Сформировавшаяся, таким образом, в большинстве современных молодежных субкультур потребность в постоянном самообразовании зачастую является стимулом для получения и официального специального образования и даже пробуждает интерес к занятию наукой. Так, например, из среды толкиенистов, «роле-виков» и этноисторических реставраторов вышло немало людей, получивших высшее образование по историческим специальностям, а впоследствии и защитивших кандидатские и докторские диссертации. Естественно, это происходит не во всех субкультурах и не со всеми ее представителями. Речь в данной статье идет в основном о «ядре» и «олдовых» - т.е. тех их представителях, которые живут по нормам и ценностям своих субкультур и число которых от общего количества «неформалов» сравнительно невелико. Нельзя, однако, утверждать, что всей «периферии» («пионерам»), численность которых намного больше, не свойственно стремление к самосовершенствованию, поскольку в их рядах не только присоединившиеся к субкультуре в результате моды на нее , но и те, кто пришел вполне сознательно - в результате формирования собственного мировоззрения, своего творческого кредо, собственной жизненной и гражданской позиции.
К официальному (формальному) образованию у неформалов отношение двойственное. С одной стороны, система официального образования расценивалась и продолжает расцениваться ими главным образом как орудие формирования индивидов, мыслящих одинаково и «так, как положено». Лучше всех такие взгляды на официальное образование обобщил Джонни Роттен в одном из интервью: «Да мозги тебе промывают, и все.
Никакого образования. Ничему не учат. Всему сам учишься. А они просто мозги тебе залечивают. Пытаются подогнать под общий уровень. Чтобы в итоге получилась одна общая масса, которой легко управлять. Они не любят личностей. Им не нравится, когда кто-то высовывается... Это они отбили у меня всякую охоту. Они ни к чему не привили мне интереса. Уроки проводили по принципу: чем скучнее - тем лучше. Я считаю, что я с легкостью сдал экзамены именно потому, что вовсе не ходил в эту школу, когда они меня выгнали. Они же ждут от тебя готовый ответ, когда спрашивают: «И что тебе понравилось в этой книге?» Вызубрить просто и не дай бог кого-то критиковать».
Тридцать пять лет назад американский социолог и футуролог О. Тоффлер в своей работе «Столкновение с будущим» назвал хиппи эскапистами, потому что те, по его мнению, просто не желали принять новую технологическую революцию, выводящую общество в постиндустриальную эру. Поэтому, по его словам, хиппи 1960-х и провозглашали возврат к природе, неторопливый образ жизни, погружение в себя, расширение психических возможностей человека. Иными словами, он недвусмысленно намекнул на то, что хиппи являются самыми обычными консерваторами, людьми прошедшей эпохи. Следуя за его мыслью, нетрудно предположить, что и все более молодые молодежные субкультуры с их принципиальным отказом подчиняться современному темпу жизни, ускоряться ради самого ускорения, потреблять ради потребления, иметь сотни знакомых и в то же время не иметь никаких прочных привязанностей и близких отношений, рассматривать людей как средство, но не как цель, не давать себе передышки, чтобы задуматься о смысле собственного существования, также должны были бы быть отнесены к консерваторам.
Не углубляясь в вопрос о том, какие плюсы и минусы принесет нам в ближайшем будущем так называемая постиндустриальная эра, можно сказать следующее: отрицая наиболее уродливые ее проявления, неформалы, тем не менее, приняли технический прогресс как таковой, о чем свидетельствует выход представителей практически всех молодежных субкультур в новую область реальности - виртуальную реальность, которую они стали использовать как основной канал коммуникации. В результате у некоторых субкультур появились «дочерние» ответвления -«электрохиппи», «киберпанки», «геймеры» (любите-
ли компьютерных игр) и др. Кроме того, образовались совершенно новые субкультуры, целиком основанные на использовании компьютерных технологий, - такие как хакеры, которые, чтобы отделить себя от компьютерных воров-взломщиков, присвоивших себе это название (ситуация практически повторяет ту, которая сложилась со скинхэдами) в настоящее время поменяли самоназвание на «хэкеры». Представители новых «электронных субкультур» объявили виртуальное пространство свободной зоной, в которой должен действовать единственный закон - свобода без границ в странствиях по электронным сетям с целью общения или получения какой-либо информации, включая преодоление любых препятствий, мешающих этому. Особенно преуспели в этом хакеры-«хэкеры», среди которых, кстати, очень много людей с высшим математическим или техническим образованием (впрочем, уже сам факт владения новыми информационными технологиями на таком уровне предполагает наличие неординарных умственных способностей).
Итак, вопреки существующему стереотипу отсутствие стремления к образованию в молодежных субкультурах (включая «неформалов») в настоящее время не приветствуется. В отличие от прагматического отношения к знаниям и образованию у большинства представителей доминирующей культуры, рассматриваемых там всего лишь как средство для получения материальных благ или общественного статуса, в молодежных субкультурах превалирует ценностный подход к познанию как неотъемлемому элементу саморазвития личности. Поэтому индивиды, не желающие преодолеть свою необразованность и ограниченность, надолго в том или ином «неформальном» сообществе, как правило, не задерживаются.
Совокупность молодежных субкультур можно охарактеризовать как особую, альтернативную культуру, существующую параллельно с доминирующей: она одновременно и воздействует на первую, и перенимает у нее некоторые достижения научно-технического прогресса, стараясь при этом преодолеть отчужденность в отношениях между людьми, «одномерность» их повседневного бытия и инверсии современной «массовой культуры». Как знать, не в этой ли новой, только еще формирующейся и во многом непонятной социальной и культурной среде зреют и главные вызовы, и главные надежды не столь отдаленного будущего?
ЛИТЕРАТУРА
1. Маркузе Г. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / Пер. с англ. А. Юдина и др. М.: REFL-
book, 1994. 341 с.
2. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. Избранные труды / Сост., предисл. и общ. ред. А.М. Руткевича. 2-е изд. М.: ИНФРА-М; Весь мир, 2000.
3. Фромм Э. «“Иметь” или “быть”»? / Пер. с нем. Э. Телятниковой. М.: АСТ, 2006. 317 с.
4. Щепанская Т.Б. Система: тексты и традиции субкультуры. М.: ОГИ, 2006. 287 с.
5. О"Хара К. Философия панка: больше, чем шум. М.: НОТА-Р, 2003. 204 с.
6. Игнатьев А.А. Размышления о «тяжелом металле»: взыскующие исхода и их болельщики (опыт комментария к разговорам с друзьями) //
Вопросы философии. 1993. № 1. С. 3-47.
7. Аксютина О. Панк в России 90-х: протест или товар? // Философские науки. 2003. № 5. С. 83-96.
Социология молодежи
Ю.А. ЗУБОК, В.И. ЧУПРОВ
ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЕЖИ К ОБРАЗОВАНИЮ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ
ЗУБОК Юлия Альбертовна - доктор социологических наук, профессор, заведующая отделом социологии молодежи Института социально-политических исследований РАН (E-mail: [email protected]). ЧУПРОВ Владимир Ильич - доктор социологических наук, профессор, главный научный сотрудник того же Института.
Аннотация. Подготовка высококвалифицированных кадров непосредственно связана с повышением качества образования молодежи. Однако в современном российском обществе обостряется противоречие между общественной потребностью в подготовке профессиональных кадров, отвечающих современным стандартам, и сформировавшимся в последние десятилетия отношением молодежи к образованию. Возможность преодоления этого противоречия рассматривается через изменение отношения молодежи к образованию как объекту социальной реальности.
Ключевые слова: молодёжь образование феноменология
Отношение к образованию в парадигме феноменологии знания. Специфика образования как феномена социальной реальности связана, с одной стороны, с его особой ролью в духовном производстве, а с другой, с его функцией "социального лифта", обеспечивающей восходящую мобильность в обществе. Производство как научного, так и обыденного знания способствует расширению возможностей познания социальной реальности. А обеспечение восходящей мобильности - качественному изменению социальных взаимодействий людей.
С позиций феноменологического подхода под термином "социальная реальность" понимается "вся совокупность объектов и событий в социокультурном мире как объекте обыденного сознания людей, живущих своей повседневной жизнью, среди себе подобных и связанных с ними разнообразными отношениями интеракций" [Шюц, 1994]. То есть социальная реальность рассматривается не как объективные условия бытия, а как знания людей об этих условиях, приобретенные в процессе повседневных взаимодействий, делается упор на повседневное знание, как результат жизненного опыта.
Познание индивидом сущности того или иного объекта социальной реальности осуществляется во взаимодействии с другими людьми. Соответственно и отношение к образованию со стороны индивида также является функцией социальных взаимодействий. Это объясняется, прежде всего, тем, что все многообразие внутренних и внешних связей, опосредующих феномен образования, не может быть охвачено индивидуальным сознанием иначе как через восприятие этих связей во взаимодействии с другими. Субъективное отношение к образованию возникает в сравнении (оценке) его характеристик, опосредованных сознанием других людей.
Это могут быть базовые характеристики отношения к образованию, отражающие понимание его роли и функций в социальной жизни общества, влияние на жизнедеятельность различных социальных групп (базовый аспект отношения). Формирование базового аспекта - продукт исторически обусловленного развития общества. Базовые характеристики могут преломляться и трансформироваться в зависимости от конкретных условий жизнедеятельности, под влиянием потребностей и интересов, возникающих в разных жизненных ситуациях. Тогда отношение к ним приобретает социально-ситуационный (конъюнктурный) характер [Романович, 2009:16]. Оба аспекта взаимосвязаны и результируются в целостной форме.
В процессе "интерсубъективных взаимодействий" (термин Э. Гуссерля) знание о конкретных характеристиках образования как субъективной реальности редуцируется в систему значений, смыслов. По мере их осознания в соотношении с потребностями и интересами, они приобретают ценностную форму. Таким образом, отношение к образованию (значение, смысл, ценность) для молодого человека и определяет его поведение в этой сфере, его становление как специалиста.
Эффективность подготовки и дальнейшего использования квалифицированных кадров оценивается на эмпирическом уровне посредством показателей соответствия приобретенной специальности фактически выполняемой работе, ценности знаний и ценности труда, гармонизации этих ценностей в профессиональной деятельности.
Базовые характеристики отношения молодежи к образованию. В базовых характеристиках отражается осознание молодыми людьми сущности и социальных функций образования в конкретных условиях общества, а также изменений в системе образования. Отношение к нему выражается в ценностных ориентациях и в направленности социального поведения, что объективируется в достигнутом уровне образования. Поэтому социальными показателями базовых характеристик отношения являются: уровень образования и его динамика, изменение ценностей образования (когнитивных и ценностей самого образования).
На основе результатов исследований1, уровень образования молодежи (законченное образование на момент исследования) изменялся следующим образом (табл. 1). В 2011 г., по сравнению с 2002 г., существенно снизилась доля молодежи, имеющей незаконченное среднее образование, возросла численность молодых людей, получивших среднее специальное, незаконченное высшее и высшее образование. Следует отметить, что возросло количество молодёжи, выбирающей среднее специальное образование (в 1997 г. доля таковой составляла 29,4%). Тем самым обеспечивается и качественный рост контингента абитуриентов высших учебных заведений. Заметна тенденция "омолаживания" группы, получающей высшей образование: в два раза чаще его приобретают люди в возрасте до 24 лет. Это отчасти связано с мерами по отсрочке студентов от службы в армии. Причем от этого выиграла и армия, получив возможность расширить в своих рядах контингент молодых людей с высшим образованием.
Позитивная направленность выявленной тенденции особенно заметна на фоне образовательной структуры в других возрастных группах. Как следует из табл. 2, уровень образования, достигнутый нынешним молодым поколением к 29 годам, позволяет рассматривать его как значительный потенциал роста квалифицированных кадров в стране. Нынешнее поколение молодежи выгодно отличается от предыдущих, каждый четвертый в возрасте 25-29 лет (23,5%) продолжает учебу в среднеспециальных учебных заведениях, а 58,8% - в вузах.
1 Здесь и далее используются результаты исследования, проведенного отделом социологии молодежи ИСПИ РАН в 2011 г. на основе половозрастных квот, репрезентирующих российское население с учетом региональных особенностей в 6б населенных пунктах в 13 субъектах Российской Федерации, N = 1301. Опрос проводился методом личного интервью. Для сравнительного анализа использовались данные исследований, проведенных по репрезентативной для молодежи - в возрасте 15-29 лет - выборке в 12 регионах РФ в 2002 г. N = 2012.; в 2006 г. N = 2500; в 2008 г. N = 730. Руководители исследований проф. В.И. Чупров и проф. Ю.А. Зубок.
Изменение уровня образования молодежи в 2002-2011 гг. по возрастным группам
(в % к опрошенным)
Уровень образования 2002 2006 2011
18-24 25-29 18-24 25-29 18-24 25-29
Неполное среднее (до 8,6 5,6 8,8 8,5 4,4 0,7
Полное среднее 41,1 19,7 37,3 15,5 34,4 13,6
Среднее специальное 32,1 46,1 35,6 39,8 36,1 48,6
Высшее и незаконч. 18,2 28,3 18,3 35,6 24,6 36,4
Другие виды 0 0,3 0 0,6 0,5 0,7
Таблица 2
Уровень образования по возрастным группам, 2011 г.
(в % к опрошенным)
Уровень образования
Возраст Неполн. Полное Среднее Высшее, Ученая
средн. среднее специальное высшее степень
18-24 4,4 34,4 36,1 24,6
25-29 0,7 13,6 48,6 36,4 0,7
30-39 3,4 14 47,9 33,9 0,8
40-49 3 12,3 53 31 0,8
50-59 5,6 19,7 53,6 20,2 0,9
60 и старше 23,1 18,7 44,3 13,6 0,4
Если в 2002 г. обучались в вузах 39,5% молодых людей, проживающих в областных центрах, 10,8% - проживающих в городах районного значения и 7% - в сельской местности, то в 2011 г. 28% проживают в областных центрах, 45% - в районных и 26,9% - на селе. Как видно, доля студенческой молодежи среди жителей областных центров заметно снизилась, скорее всего, из-за поступления в московские вузы, но при этом она в 4 раза возросла среди молодежи, проживающей в малых городах и в сельской местности. В данной тенденции, во-первых, проявилась устойчивая установка этой части молодежи на высшее образование как способ преодоления рутины сельской жизни; во-вторых, влияние ЕГЭ, существенно расширившее возможности поступления в вузы молодых людей из "глубинки".
Однако уровень образования лишь косвенно свидетельствует о его качестве. Многое в процессе подготовки высококвалифицированных кадров зависит от ценностной составляющей базовых характеристик отношения молодых людей к образованию. Качество образования в значительной мере определяется мотивами его приобретения, тем, какое место в них занимают ценности образования и приобретаемого знания.
Распределение ответов на вопрос "В чем для Вас смысл образования?" позволяет сделать вывод об отношении к нему как к терминальной либо инструментальной ценности. Терминальная ценность образования определялась набором следующих смысловых значений: развитие способностей, потребность в познании, общая культура. По этим смысловым значениям в 2011 г. в возрастной группе 18-24-летних отношение к образованию как к терминальной ценности оказалось на уровне 41%, а в группе 25-29 летних - 36,4%. Для сравнения, в 2002 г. среди 25-29-летних её значение было
выше - 59,4%, т.е. отмечается тенденция снижения доли терминальных ценностей. Инструментальные ценности, характеризующие отношение к образованию как средству достижения других целей, составили в 2011 г. в группе 18-24-летних - 59%, а в группе 25-29-летних - 63,6%. Можно констатировать, что с возрастом повышается уровень инструментальных ценностей образования; на фоне постоянной инструмен-тализации образования, отмечаемой в постсоветский период [Чупров, Зубок, 1997: 120-125; Чупров и др., 2009; Горшков, Шереги, 2010; Константиновский и др., 2011], в 2011 г. произошел резкий скачок в данной тенденции. Подобный "всплеск" свидетельствует о наличии влиятельного негативного фактора, связанного, по всей видимости, с очередным этапом модернизации системы об
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст . Статьи высылаются в формате
ЗУБОК ЮЛИЯ АЛЬБЕРТОВНА, ЧУПРОВ ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ - 2012 г.
Пока я не перешёл на последний курс колледжа, я особо не задумывался о том, буду ли учиться дальше. Родители говорили, что буду. «Ну ладно, им наверное виднее», - думал я. И ошибался. Родители советовали то, что было верно в СССР, то есть: главное, чтобы было высшее образование, а какое не важно, да и качество знаний не первостепенно, главное диплом! А сегодня-то как раз первостепенны именно знания. И хотя отправляли они меня в нужное место, на вопрос зачем, отвечали неправильно.
Когда я понял, что со своим средним специальным образованием я промахнулся, я стал возлагать какие-то свои надежды на высшее образование. Однако в голове мысль была и такая: «И без него прекрасно смогу зарабатывать». Когда поступил, был доволен: бюджет да еще и заочный. Круто.
К 20 годам учение уже порядком надоедает, и будь я очником, бросил бы на первой сессии. Но и на заочке я порядком понервничал, и бросить ух как хотелось. И не зря хотелось: понимал, что научить меня тут ничему не научат, а сил и времени потрачу массу. Уже решенные сессии я покупал в ларьке, который стоял напротив универа. Полный комплект решенных задач, написанных рефератов и т.п. Сдавать было гораздо проще с такой помощью, но учиться всё равно не хотелось. Вот какие мысли меня тогда посещали: «Мне УЖЕ 20, и я сам зарабатываю, я сам знаю, что мне лучше, не понадобится мне этот диплом, я буду заниматься бизнесом, а если вдруг понадобится, то пойду и куплю».
Родня давила со всех сторон: не бросай, учись, потом спасибо скажешь. Ну не могли меня убедить взрослые, ведь в 20 лет веришь в свои силы, как никогда. А люди, которые учат меня жизни, родились при социализме, в век промышленности, да еще в прошлом тысячелетии к тому же. И то, что я не бросил учёбу на 2 курсе, - случайность. После третьего семестра, который я закрыл не полностью, решил: ВСЁ! На следующую сессию не поеду. Пусть отчисляют. И в эти пол года, прошедшие между 2 сессиями жизнь меня так помотала, что я понял: мне нужна вышка! К тому же понял и то, какая профессия мне нужна. А то, что я экономлю год или два, решив перевестись, вместо того, чтобы бросить и поступать снова, было очевидно.
Случайно я оказался в чужом городе, среди осени. И имея иностранный паспорт, был вынужден работать там, где устраивали неофициально. В общем стал гастарбайтером. За 6 месяцев я успел поработать на двух автомойках, на двух шиномонтажках, во фрейзерной мастерской, и на стройке. Работал я в это время за копейки, но даже не это произвело на меня большое впечатление. А люди, которые работали там, самый низший класс людей. И вот тогда я понял, что можно прожить жизнь без диплома и без образования, и можно при этом более или менее себя обеспечивать. Но жизнь эта будет проходить на грязной тяжелой работе, в окружении несостоявшихся людей.
Я не считаю получение диплома о высшем образовании необходимым условием успеха. В профессии, которую я выбрал, диплом обязателен, во многих других можно и без него. Самообразование - вот, что важно.
Возраст поступления в ВУЗ, это возраст когда просыпается бунтарский характер. И с этим бунтарским настроем сделать правильный выбор гораздо сложнее.
Эта статья написана мной для родителей, чтобы они, направляя своих детей, понимали, с чем те сталкиваются, как всё воспринимают. И чтобы они старались с одной стороны удержаться от навязывания выбора, а с другой стороны -- не пускали бы всё на самотёк.
Как и другие учащиеся социологических факультетов, студенты Института психологии, социологии и социальных отношений МГПУ регулярно участвуют в проведении социологических опросов. Как правило, они самостоятельно составляют вопросы для анкетирования, которые затем подвергают правке их научные руководители. Ниже приводятся образцы анкет, составленных преподавателями и студентами ИПССО.
Пример анкеты № 1 на тему "Отношение современной молодежи к религии и нравственности"
Уважаемый участник опроса, просим вас ответить на представленные ниже вопросы. Ваши ответы помогут в организации международной конференции "Психология нравственности и религия: XXI век". Опрос имеет анонимный характер, и полученные данные будут использованы только в обобщенном виде. Отвечая на каждый вопрос, выбирайте один вариант ответа (если в формулировке вопроса не указано иное).
Отметьте один из 10 баллов на шкале, где цифры увеличиваются в порядке возрастания религиозного чувства:
Не верю 12 3 456789 10 Верю
Отметьте галочкой наиболее близкие Вам варианты ответа.
Поступки |
Оправдываю |
Затрудняюсь ответить |
Не оправдываю |
Приобретение денег и имущества при первой же возможности |
|||
Частое потребление спиртных напитков ради удовольствия |
|||
Супружеская измена |
|||
Пренебрежительное отношение к людям, не способным добиться в жизни успеха |
|||
Отказ от дружбы с человеком, который богатеет и не хочет делиться |
|||
Грубый ответ на несправедливость |
|||
Самоубийство после длинной полосы жизненных неудач |
14. Какие из 10 библейских заповедей Вы признаете наиболее важными для исполнения?
Отметьте галочкой близкие Вам варианты ответа.
Заповеди |
Затрудняюсь ответить |
||
Почитай единого Бога |
|||
Не делай себе кумира |
|||
Не произноси имени Бога напрасно |
|||
Шесть дней работай, а день седьмой посвящай Богу |
|||
Почитай отца твоего и мать твою |
|||
Не убивай |
|||
Не прелюбодействуй |
|||
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего |
|||
Не желай дома ближнего твоего |
Спасибо за участие!
Пример анкеты № 2 на тему "Отношение московской молодежи к идеям феминизма"
Здравствуйте! Предлагаем Вам принять участие в социологическом опросе молодежи. Пожалуйста, ответьте на 20 вопросов. Анкета анонимна, а полученные данные будут использованы в научных и практических целях.
η) что-то из области фантастики;
Спасибо!
Пример анкеты № 3 на тему "Проблема безработицы молодых специалистов"
Уважаемый респондент!
Просим вас принять участие в социологическом исследовании, проводимом с целью выяснения отношения московской молодежи к проблеме безработицы молодых специалистов. Вам будет предложено несколько вопросов. Выберите вариант ответа, наиболее соответствующий вашему мнению. Анонимность и конфиденциальность полученной информации гарантируем.
Спасибо! Успехов в трудоустройстве!
Пример анкеты № 4 на тему "Причины возникновения конфликтов в молодой семье"