Шелгунов философия застоя краткое содержание. Шелгунов николай васильевич

Участник революционно-демократического движения 1850-1860-х годов.

Образование

Прадед и дед Шелгунова были моряками, отец Василий Иванович Шелгунов служил по гражданскому ведомству и умер внезапно, на охоте, когда Николаю было 3 года. Мальчика отдали в Александровский кадетский корпус для малолетних, где он пробыл до десятилетнего возраста. В 1833 году его отдали в , куда принимали детей в возрасте от 10 до 14 лет. Первый период пребывания Шелгунова в институте оставил по себе хорошую память: такие преподаватели как Комаров (друг Белинского) и Сорокин, знакомили учеников с произведениями современной литературы и способствовали развитию любви к литературе. После преобразования в 1837 году учебного заведения в военно-учебное, порядки изменились, стали жёсткими и суровыми: поведение и военная муштра заняли внимание и преподавателей, и учеников. Впрочем, по отзыву Шелгунова, эта «военная цивилизация» имела свои хорошие стороны: развивалось чувство рыцарства и товарищества.

Ещё в 1840 году он был привлечён к работам на Лосиноостровской лесной даче . Окончив курс по первому разряду с чином подпоручика и званием лесного таксатора , Н. В. Шелгунов поступил на службу в лесной департамент.

Служба и начало литературной деятельности

Летом он совершал разъезды по провинциям для лесоустройства, зимой возвращался в Санкт-Петербург и работал над теоретическим изучением своего дела. Вопросам лесоводства были посвящены первые литературные труды Шелгунова. Первая его статья появилась в «Сыне Отечества ». Специальные статьи он помещал и в «Библиотеке для Чтения».

В 1851 году Шелгунов возвратился в Петербург и снова стал служить в лесном департаменте. В это время у него завязались прочные отношения с литературными кругами; произошло знакомство с Н. Г. Чернышевским и М. Л. Михайловым , которое скоро превратилось в тесную дружбу. В 1856 году Шелгунову предложили место в Лисинском учебном лесничестве, которое было практическим классом для офицерского класса корпуса лесничих. Учёный лесничий должен был летом руководить практическими работами, а зимой читать лекции. Шелгунов не считал себя достаточно подготовленным к этим обязанностям и попросился в заграничную командировку.

За границей

Эта поездка завершила выработку миросозерцания Шелгунова. С восторгом, уже будучи стариком, Шелгунов вспоминал это время:

И какое это было восторгающее и ошеломляющее время! Я буквально ходил как в чаду, спешил, рвался куда-то вперед, к чему-то другому, и это другое точно лежало сейчас же за шлагбаумом, отделяющим Россию от Европы

В жизни Шелгунова заграничная поездка была тем моментом, когда

одно новое слово, одно новое понятие производят крутой перелом и все старое выкидывается за борт

Весной 1862 г. Шелгунов сопровождал Людмилу Михаэлис в Нерчинск , которой надо было навестить в ссылке своего любовника, поэта-народовольца Михайлова. По одной из версий Михаэлис хотела устроить ему побег и отправить за границу (результатом этой поездки были статьи: «Сибирь по большой дороге»). Здесь Шелгунов был арестован и препровожден в Санкт-Петербург, в крепость, в которой пробыл до ноября г. Он обвинялся в сношениях с государственным преступником М. Михайловым, в том, что

и в том, что

имеет вредный образ мыслей, доказывающийся не пропущенной цензурой статьей .

Шелгунов просидел в Петропавловской крепости до 1864 г.

В 1864 г. в Европе бывшая жена Шелгунова родила своего младшего сына Николая (1864-1909) от революционера Серно-Соловьевича .

Последние годы

После перехода «Дела» в другие руки, Шелгунов прекратил в нём сотрудничество. Литературная деятельность Шелгунова в восьмидесятых годах носит иной характер. Представитель шестидесятников , Шелгунов скептически смотрел на появление на исторической сцене «восьмидесятников»; оставаясь верным идеям своей эпохи, он из публициста-пропагандиста превратился в обозревателя русской жизни. С этим он часто и выступал на страницах «Русской Мысли», где ежемесячно появлялись его «Очерки русской жизни», пользовавшиеся большим успехом у читателей. Мнения Шелгунова в это время приобрели высокий нравственный авторитет; к его голосу прислушивались с особенным вниманием, как к голосу человека, много испытавшего и сохранившего непреклонную верность убеждениям своей молодости. В «Русской Мысли» появились и очень ценные воспоминания Шелгунова о шестидесятых годах и их представителях .

Значение деятельности

Шелгунов излагал мысли, характерные для либеральных течений 1860-х гг., однако он был одним из «первопроходцев» русского либерального движения и тем оригинален. Шелгунов уступал в даровании таким блестящим представителям его эпохи, как Писарев , но, обладая серьёзным образованием, очень хорошо исполнял то дело, которое выпало на его долю и к которому можно применить широкий термин «распространение знания». Шелгунов писал по самым разнообразным вопросам: его статьи в собрании его сочинений распределяются на исторические, общественно-педагогические, социально-экономические и критические. Эти рубрики все-таки ещё не выражают всего разнообразия тем, затрагиваемых Шелгуновым. Он писал только тогда, когда чувствовал, что статья его нужна. Он написал популярный очерк по русской истории до Петра Великого, потому что встретил одного капитан-лейтенанта, который не знал, кто такой Степан Разин . Он напечатал статью «Женское безделье», потому что увидел, что русской женщине неизвестны самые простые экономические понятия, с которыми нельзя познакомиться из романов и повестей - единственного чтения женщин того времени. Характерной особенностью Шелгунова, как публициста шестидесятых годов, является вера в силу знания: нужно только понять, узнать причины явления - дальше, как считали идеалисты-шестидесятники, процесс претворения знания в дело пойдет сам собой.

Историософия и социальные воззрения

Эта вера в активную силу знания напоминает воззрения Сократа . Представления о силе знания создают некоторую неясность в мнениях Шелгунова о сущности исторического процесса: с одной стороны, он только в социально-экономических условиях усматривает источник политической и юридической власти, с другой - видит основу всей цивилизации в улучшении человеческих способностей. Отводя огромное значение экономическим отношениям, Шелгунов все-таки утверждал, что единственный элемент прогресса есть свободная личность, развившаяся в свободном общежитии. Впрочем, Шелгунов не был теоретиком; другие его современники взяли на себя теоретическое оправдание основных идей движения

Шелгунов Николай Васильевич родился 22.XI(5.XII).1824 г. в Петербурге в небогатой дворянской семье - публицист, литературный критик, очеркист и мемуарист.

Рано оставшись без отца, воспитывался в Александровском военно-кадетском корпусе для малолетних.

В 1833 Николай Васильевич определили в Лесной институт, который он окончил в 1841. Еще в институте у него развилась любовь к литературе, чему способствовали " преподаватели Комаров и Сорокин. По окончании Лесного института Николай Васильевич занимается практической и научно-теоретической деятельностью в области лесоводства.

С 1841 по 1849 служит в Лесном департаменте.

С 1849 - в Управлении казенными землями в Самаре. Из Самары переводится в Петербург в Департамент лесных дел и начинает быстро продвигаться по чиновно-иерархической лестнице. Публикует ряд трудов, составивших ему имя в лесной науке:

«История русского лесного законодательства» (1853),

«Лесная технология» (1856),

«Лесоводство. Руководство для лесовладельцев» (1856) и другие.

С 1857 Шелгунов - начальник отделения Лесного департамента при министерстве государственных имуществ.

В 50-е гг. он сближается с литературными кругами «Современника» и «Русского слова». Николай Васильевич присутствует на защите диссертации Н. Г. Чернышевского . Поражение царизма в Крымской войне, статьи Чернышевского и Добролюбова, поездка за границу (1856), где он знакомится с сочинениями Герцена , взглядами на положение женщин (Женни Д"Эрикур), с учением социалистов-утопистов, сыграли огромную роль в становлении мировоззрения Шелгунова Н.В.

В мае 1858 состоялась его новая заграничная командировка. Он пробыл за границей около полутора лет. Вместе с М. Л. Михайловым посетил Лондон, где неоднократно встречался с Герценом и Н. П. Огаревым , в Париже участвовал в заседаниях кружка республиканцев. Пример Герцена, свободным словом подымавшего русский народ на борьбу с крепостным правом, заставил Шелгунова задуматься над тем, играет ли какую-нибудь роль его узкоспециальная научная деятельность в той великой борьбе, которую ведет русский народ за свое освобождение. «В голове нет ничего, кроме политики»,- пишет он.

В 1859 Николай Васильевич сближается с Чернышевским, Добролюбовым, братьями Серно-Соловьевичами и другими. В его мировоззрении происходит резкий перелом в сторону революционного демократизма. Он становится соратником Чернышевского, революционером-демократом. Он начинает публицистическую и литературно-критическую деятельность, выступая в журналах под псевдоним (Н.Ш., Н.Языков и др.). Для официального круга он продолжает оставаться преуспевающим чиновником Департамента лесных дел, фактически же он пробует свои силы в области публицистики и литературной критики.

В 1862 Шелгунов выходит в отставку, предпринимает поездку в Сибирь с целью облегчить участь М.Л. Михайлова, сосланного на каторгу, и при удачных обстоятельствах помочь ему бежать. Поездка Николая Васильевича в Сибирь была одобрена организацией «Земля и Воля» и Чернышевским: в случае выступления крестьян он должен был возглавить восстание в Сибири. Результатом поездки явились статьи-очерки «Сибирь по большой дороге» («Русское слово», 1863, № 1-3).

В них Шелгунов изобразил ужас каторги и массовое стремление ссыльных и каторжных к свободе. По прибытии на Казаковский прииск, где содержался Михайлов, он вскоре был арестован и 15 апреля 1863 доставлен в Петропавловскую крепость. Во время допросов, следствия и суда Николай Васильевич проявил железную выдержку и стойкость. Чернышевский высоко отозвался о нем: «Честнейший и благороднейший человек Николай Васильевич,- сказал он,- такие люди редки. Прекрасно держал себя в моем деле». По приговору, утвержденному Александром II, Шелгунов был лишен права на пенсию, ношения в отставке мундира и сослан на жительство в отдаленные губернии, где он пробыл до конца 1870.

По смерти Благосветлова Шелгунов становится редактором «Дела», пытается влить «новое вино в старые мехи», но в 1883 его вновь высылают в Выборг, и он прекращает сотрудничество в «Деле».

Весной 1884 его арестовывают по подозрению в сношении с народовольцами и высылают под надзор полиции в село Воробьево Смоленской губернии.

В литературной деятельности Шелгунова можно выделить четыре периода:

приход в журналистику (1859-62);

сотрудничество в «Русском слове» (1863-66);

литературно-критическая деятельность в журнале «Дело» (1867-84)

и литературная деятельность в «Русской мысли» (1885-91).

Пронизанную публицистическим пафосом научно-популярную статью «Одна из административных каст», опубликованную под полным именем в «Русском слове» в 1859, принято считать началом литературной деятельности Шелгунова. Остальные статьи (1859-60) носят характер рецензий (напечатаны под псевдонимами). Литературно-публицистическая деятельность Шелгунова 1860-62, связанная с «Современником», наиболее революционна и по характеру выступлений публициста, и по влиянию, которое она оказала на русскую революционную публицистику. Яркими документами русской революционной мысли являются написанные в это время прокламации Николая Васильевича «Русским солдатам от их доброжелателей поклон», «К солдатам» и особенно «К молодому поколению», написанная при участии Михайлова. Последняя прокламация, напечатанная в Лондоне в 600 экземпляров, получила широкое распространение в России. В прокламациях он призывал к уничтожению самодержавного строя и установлению демократической республики с «выборным старостой» во главе. Шелгунов обосновывает необходимость революционного захвата власти, убеждает, что неизбежных жертв бояться не следует. «К молодому поколению» - своеобразная обобщенная декларация «партии» Чернышевского, обращенная ко всем слоям русского общества, произведение, в котором отражены основные вопросы, волнующие крестьян, солдат, интеллигенцию.

Одной из проблем, прошедшей через все творчество Шелгунова и определившей своеобразие его публицистики, явилась постановка так называемого «рабочего вопроса», в первую очередь в статье «Рабочий пролетариат в Англии и во Франции» (популярный перевод статьи Ф. Энгельса «Положение пролетариата в Англии», дополненный примерами из жизни французских рабочих), а также в статьях «Литературные рабочие», «Литературная собственность (фантазия)». Популярно написанные статьи Шелгунова, содержащие критику капиталистической эксплуатации рабочих за рубежом, сыграли видную роль в истории проникновения марксистских идей в Россию.

В артельном журнале «Век» он поместил три статьи, в которых проводил мысль о некапиталистическом развитии России. Журнал «Век» Шелгунов. рассматривал как трибуну для обращения к крестьянам и интеллигенции с революционным словом, считая его органом, способным в случае революции возглавить народные массы. Однако большинство пайщиков видело в «Веке» лишь новую форму организации издательского дела (артель). Разногласия привели к расколу и выходу из «Века» Шелгунова, Серно-Соловьевичей и других.

Творчество Шелгунова 1863-66 связано с журналом «Русское слово». Заключенный в Петропавловскую крепость (1863-64), Николай Васильевич пишет статьи-популяризации, в которых стремится дать как можно больше неизвестных читателю фактов, заинтересовать излагаемым вопросом, исподволь подвести к революционно-демократическому осмыслению действительности (наиболее значительные статьи:

«Условия прогресса»,

«Убыточность незнания»,

«Россия до Петра I»,

«Прошедшее и будущее европейской цивилизации» и другие.

Статьям этого периода отчасти свойственна ориентация на писаревскую доктрину, проводившуюся в «Русском слове».

Публицистическое творчество Шелгунова периода ссылки в Вологодскую губернию характеризуется расширением тематики и ростом мастерства. Особое место в нем (1865-66) занимает цикл статей-обозрений внутренней жизни России под названием «Домашняя летопись», публикуемый из месяца в месяц.

С закрытием «Русского слова» завершается определенный этап в его творчестве. Следующий период связан с журналом «Дело», в котором Николай Васильевич после смерти Писарева возглавляет литературно-критический отдел. В своей критической деятельности Шелгунов Н.В. явился продолжателем и последователем эстетических и литературно-критических воззрений Чернышевского, Добролюбова и Писарева. Его критическая деятельность, как и его публицистика, решала задачу непосредственного революционного просвещения и воспитания масс. Проблема положительного героя была центральной в литературно-критической концепции Шелгунова. В теоретическое осмысление этой проблемы он внес новое понимание. Положительный герой, по Шелгунову,- это «коллективный человек». Требования к положительному герою перерастают в общественно-политическую проблему превращения - освободительной борьбы одиночек в демократическое движение масс, народа. Поэтому прообразом положительного героя он считает не Базарова и даже не Рахметова, а народных вожаков - Разина и Пугачева («Русские идеалы, герои и типы», «Дело», 1868, № 6).

Разина Шелгунов противопоставляет литературному типу «лишнего человека». Николай Васильевич широко оперировал в своей литературно-критической деятельности понятием «народный реализм», понимая под ним отражение писателем народной точки зрения. Он различал «народный реализм» как изображение народа согласно мыслям и представлениям самого народа (Н. Успенский , Помяловский, Решетников и др.) и «головной реализм» писателей-дворян, для которых жизнь народа и его психология были темой, предметом художественного произведения, не являясь фокусом художественного изображения. Концепция положительного героя - «нового», «коллективного человека», как и понятие «народный реализм», противостояли народнической теории «героя и толпы». Шелгунов ратовал за такие произведения, в которых «народный реализм» слился бы с «головным реализмом», нашел «точку примирения с идеальным головным реализмом, идущим от Рудина через Базарова» («Дело», 1870, № 5). Теоретические построения Шелгунова Н.В. недостаточно учитывали эстетическую сторону литературного произведения, что на практике привело к односторонним суждениям критика о творчестве писателей-реалистов дворянского происхождения. Он часто повторял, а иногда и усугублял в этом отношении ошибки Писарева . В последний период творчества («Русская мысль», 1885-91) Шелгунов выступает как борец за идеалы революционных демократов (воспоминания и статьи), как критик теории «малых дел» и толстовской проповеди нравственного самоусовершенствования («Очерки русской жизни»).

ШЕЛГУНОВ Николай Васильевич родился в небогатой дворянской семье - публицист, литератур­ный критик, очеркист и мемуарист.

Рано оставшись без отца, воспитывался в Александровском военно-кадетском кор­пусе для малолетних.

В 1833 Николай Васильевич опреде­лили в Лесной институт, который он окончил в 1841. Еще в институте у него развилась любовь к литературе, чему способствовали " преподаватели Комаров и Сорокин. По окончании Лесного института Николай Васильевич занимается практической и научно-теоретической деятельностью в области лесоводства.

С 1841 по 1849 служит в Лес­ном департаменте.

С 1849 - в Управлении казенными землями в Самаре. Из Самары переводится в Петербург в Департамент лесных дел и начинает быстро продви­гаться по чиновно-иерархической лестни­це. Публикует ряд трудов, составивших ему имя в лесной науке:

«История русско­го лесного законодательства» (1853),

«Лес­ная технология» (1856),

«Лесоводство. Ру­ководство для лесовладельцев» (1856) и другие.

С 1857 Шелгунов - начальник отделения Лесного департамента при министерстве государст­венных имуществ.

В 50-е гг. он сближает­ся с литературными кругами «Современни­ка» и «Русского слова». Николай Васильевич присутствует на защите диссертации Н. Г. Чернышевского . Поражение царизма в Крымской войне, статьи Чернышевского и Добролюбова, поездка за границу (1856), где он знако­мится с сочинениями Герцена , взглядами на положение женщин (Женни Д"Эрикур), с учением социалистов-утопистов, сыграли огромную роль в становлении мировоззре­ния Шелгунова Н.В.

В мае 1858 состоялась его новая загра­ничная командировка. Он пробыл за границей около полутора лет. Вместе с М. Л. Михайловым посетил Лондон, где неоднократно встречался с Герценом и Н. П. Огаревым , в Париже участвовал в заседаниях кружка республиканцев. Пример Герцена, свободным словом подымавшего русский народ на борьбу с кре­постным правом, заставил Шелгунова задуматься над тем, играет ли какую-нибудь роль его узкоспециальная научная деятельность в той великой борьбе, которую ведет рус­ский народ за свое освобождение. «В го­лове нет ничего, кроме политики»,- пи­шет он.

В 1859 Николай Васильевич сближается с Черны­шевским, Добролюбовым, братьями Серно-Соловьевичами и другими. В его мировоззрении происходит резкий перелом в сторону революционного демократизма. Он стано­вится соратником Чернышевского, ре­волюционером-демократом. Он начинает публицистическую и литературно-критическую деятельность, выступая в журна­лах под псевдоним (Н.Ш., Н.Языков и др.). Для официального круга он продолжает оставаться преуспевающим чиновником Департамента лесных дел, фактически же он пробует свои силы в области публицис­тики и литературной критики.

В 1862 Шелгунов выходит в отставку, предпринимает поезд­ку в Сибирь с целью облегчить участь М.Л. Михайлова, сосланного на каторгу, и при удачных обстоятельствах помочь ему бежать. Поездка Николая Васильевича в Сибирь была одобрена организацией «Земля и Воля» и Чернышевским: в случае выступления крестьян он должен был возглавить вос­стание в Сибири. Результатом поездки явились статьи-очерки «Сибирь по большой дороге» («Русское слово», 1863, № 1-3).

В них Шелгунов изобразил ужас каторги и мас­совое стремление ссыльных и каторжных к свободе. По прибытии на Казаковский прииск, где содержался Михайлов, он вскоре был арестован и 15 апреля 1863 до­ставлен в Петропавловскую крепость. Во время допросов, следствия и суда Николай Васильевич про­явил железную выдержку и стойкость. Чернышевский высоко отозвался о нем: «Честнейший и благороднейший человек Николай Васильевич,- сказал он,- та­кие люди редки. Прекрасно держал себя в моем деле». По приговору, утвержден­ному Александром II, Шелгунов был лишен права на пенсию, ношения в отставке мундира и сослан на жительство в отдаленные губернии, где он пробыл до конца 1870.

По смерти Благосветлова Шелгунов становится редактором «Дела», пытается влить «новое вино в старые мехи», но в 1883 его вновь высылают в Выборг, и он прекращает со­трудничество в «Деле».

Весной 1884 его арестовывают по подозрению в сношении с народовольцами и высылают под надзор полиции в село Воробьево Смоленской губернии.

В литературной деятельности Шелгунова можно выделить четыре периода:

приход в жур­налистику (1859-62);

сотрудничество в «Русском слове» (1863-66);

литературно-критическая деятельность в журнале «Дело» (1867-84)

и литературная деятельность в «Русской мысли» (1885-91).

Пронизан­ную публицистическим пафосом научно-популярную статью «Одна из админи­стративных каст» , опубликованную под полным именем в «Русском слове» в 1859, принято считать началом лите­ратурной деятельности Шелгунова. Остальные статьи (1859-60) носят характер ре­цензий (напечатаны под псевдонимами). Литературно-публицистическая деятель­ность Шелгунова 1860-62, связанная с «Современ­ником», наиболее революционна и по ха­рактеру выступлений публициста, и по влиянию, которое она оказала на русскую революционную публицистику. Яркими документами русской революционной мыс­ли являются написанные в это время про­кламации Николая Васильевича «Русским солдатам от их доброжелателей поклон», «К солдатам» и особенно «К молодому поколению», написанная при участии Михайлова. По­следняя прокламация, напечатанная в Лондоне в 600 экземпляров, получила широкое распространение в России. В проклама­циях он призывал к уничтожению само­державного строя и установлению демо­кратической республики с «выборным старостой» во главе. Шелгунов обосновывает необходимость революционного захвата власти, убеждает, что неизбежных жертв бояться не следует. «К молодому поколе­нию» - своеобразная обобщенная декла­рация «партии» Чернышевского, обращен­ная ко всем слоям русского общества, про­изведение, в котором отражены основные вопросы, волнующие крестьян, солдат, интеллигенцию.

Одной из проблем, про­шедшей через все творчество Шелгунова и опре­делившей своеобразие его публицистики, явилась постановка так называемого «рабочего вопро­са», в первую очередь в статье «Рабочий пролетариат в Англии и во Франции» (популярный перевод статьи Ф. Энгельса «Положение пролетариата в Англии», дополненный примерами из жизни фран­цузских рабочих), а также в статьях «Литературные рабочие», «Литературная собственность (фантазия)» . Популярно написанные статьи Шелгунова, содержащие кри­тику капиталистической эксплуатации рабочих за рубежом, сыграли видную роль в истории проникновения марксист­ских идей в Россию.

В артельном журнале «Век» он поместил три статьи, в кото­рых проводил мысль о некапиталисти­ческом развитии России. Журнал «Век» Шелгунов. рассматривал как трибуну для обраще­ния к крестьянам и интеллигенции с ре­волюционным словом, считая его органом, способным в случае революции возглавить народные массы. Однако большинство пай­щиков видело в «Веке» лишь новую форму организации издательского дела (артель). Разногласия привели к расколу и выходу из «Века» Шелгунова, Серно-Соловьевичей и других.

Творчество Шелгунова 1863-66 связано с журналом «Русское слово». Заключенный в Петропавловскую крепость (1863-64), Николай Васильевич пишет статьи-популяризации, в кото­рых стремится дать как можно больше неизвестных читателю фактов, заинтере­совать излагаемым вопросом, исподволь подвести к революционно-демократиче­скому осмыслению действительности (наи­более значительные статьи:

«Условия прогресса»,

«Убыточность незнания»,

«Россия до Петра I»,

«Прошедшее и будущее европейской цивилизации» и другие.

Статьям этого периода отчасти свойствен­на ориентация на писаревскую доктрину, проводившуюся в «Русском слове».

Пуб­лицистическое творчество Шелгунова периода ссылки в Вологодскую губернию характеризу­ется расширением тематики и ростом мас­терства. Особое место в нем (1865-66) за­нимает цикл статей-обозрений внутрен­ней жизни России под названием «Домаш­няя летопись» , публикуемый из месяца в месяц.

С закрытием «Русского слова» заверша­ется определенный этап в его творчестве. Следующий период связан с журналом «Дело», в котором Николай Васильевич после смерти Писарева воз­главляет литературно-критический отдел. В своей критической деятельности Шелгунов Н.В. явился продолжателем и последователем эстетических и литературно-критических воззрений Чернышевского, Добролю­бова и Писарева. Его критическая дея­тельность, как и его публицистика, решала задачу непосредственного революционного просвещения и воспитания масс. Проблема положительного героя была центральной в литературно-критической концепции Шелгунова. В теоретическое осмысление этой пробле­мы он внес новое понимание. Положи­тельный герой, по Шелгунову,- это «коллектив­ный человек». Требования к положитель­ному герою перерастают в обществен­но-политическую проблему превращения - освободительной борьбы одиночек в демо­кратическое движение масс, народа. По­этому прообразом положительного героя он считает не Ба­зарова и даже не Рахметова, а народных вожаков - Разина и Пугачева («Русские идеалы, герои и типы», «Дело» , 1868, № 6).

Разина Шелгунов противопоставляет лите­ратурному типу «лишнего человека». Николай Васильевич широко оперировал в своей литературно-критической деятельности понятием «на­родный реализм», понимая под ним отра­жение писателем народной точки зрения. Он различал «народный реализм» как изображение народа согласно мыслям и представлениям самого народа (Н. Успен­ский , Помяловский, Решетников и др.) и «головной реализм» писателей-дворян, для которых жизнь народа и его психоло­гия были темой, предметом художествен­ного произведения, не являясь фокусом художественного изображения. Концеп­ция положительного героя - «нового», «коллективного человека», как и понятие «народный реализм», противостояли на­роднической теории «героя и толпы». Шелгунов ратовал за такие произведения, в которых «народный реализм» слился бы с «голов­ным реализмом», нашел «точку примире­ния с идеальным головным реализмом, иду­щим от Рудина через Базарова» («Дело», 1870, № 5). Теоретические построения Шелгунова Н.В. недостаточно учитывали эстетическую сторону литературного произведения, что на практике привело к односторонним суждениям критика о творчестве писате­лей-реалистов дворянского происхожде­ния. Он часто повторял, а иногда и усу­гублял в этом отношении ошибки Писа­рева . В последний период творчества («Русская мысль» , 1885-91) Шелгунов выступает как борец за идеалы революционных демо­кратов (воспоминания и статьи), как кри­тик теории «малых дел» и толстовской проповеди нравственного самоусовершен­ствования («Очерки русской жизни» ).

Умер - , Петербурге.

Шелгунов Николай Васильевич – лесовод, ученый лесничий Лисинского учебного лесничества, профессор С.-Петербургского лесного и межевого института (1859-1864), полковник Корпуса лесничих, историк лесного хозяйства России, публицист, соратник Н.Г. Чернышевского.

После окончания С.-Петербургского лесного и межевого института Шелгунов был оставлен в офицерском классе для подготовки к профессорско-преподавательской деятельности. После практики в Лисинском учебном лесничестве окончил офицерский класс в чине подпоручика. Служил в Лесном департаменте таксатором, был лесным ревизором сначала в Самарской, а затем в С.-Петербургской губ., позднее – начальником IV отделения Лесного департамента (1858-1862). Читал в С.-Петербургском лесном и межевом институте курсы «Лесоводство» и «Лесное законодательство» (1859-1862). В зарубежных командировках изучил лесное хозяйство западноевропейских стран.

Шелгунов опубликовал около 30 трудов по общему лесоводству, дендрологии, лесной технологии, лесоуправлению и лесному законодательству, среди которых наиболее известны: «Лесоводство. Руководство для лесовладельцев» (1856), «История русского лесного законодательства» (1857), «Лесная технология» (1858, в соавторстве с В. Греве), «Порядок управления казенными лесами» (1860).

Шелгунов был редактором газеты «Лесоводство и охота» (1858), занимался публицистической деятельностью. В 1863 г. он был арестован за публикацию революционных обращений «К молодому поколению» и «К солдатам» и почти 2 года находился в Алексеевском равелине Петропавловской крепости.

Николай Васильевич Шелгунов (22 ноября 1824, Санкт-Петербург - 12 апреля 1891, Санкт-Петербург) - русский публицист и литературный критик, учёный-лесовод, участник революционно-демократического движения 1850-1860-х годов.

Образование

Прадед и дед Шелгунова были моряками, отец Василий Иванович Шелгунов служил по гражданскому ведомству и умер внезапно, на охоте, когда Николаю было 3 года. Мальчика отдали в Александровский кадетский корпус для малолетних, где он пробыл до десятилетнего возраста. В 1833 году его отдали в Лесной институт. Первый период пребывания Шелгунова в институте оставил по себе хорошую память: такие преподаватели как Комаров (друг Белинского) и Сорокин, знакомили учеников с произведениями современной литературы и способствовали развитию любви к литературе. После преобразования в 1837 году учебного заведения в военно-учебное, порядки изменились, стали жесткими и суровыми: поведение и военная муштра заняли внимание и преподавателей, и учеников. Впрочем, по отзыву Шелгунова, эта «военная цивилизация» имела свои хорошие стороны: развивалось чувство рыцарства и товарищества.

Служба и начало литературной деятельности

Ещё в 1840 году он был привлечён к работам на Лосиноостровской лесной даче. Окончив курс по первому разряду с чином подпоручика и званием лесного таксатора, Н. В. Шелгунов поступил на службу в лесной департамент. Летом он совершал разъезды по провинциям для лесоустройства, зимой возвращался в Санкт-Петербург и работал над теоретическим изучением своего дела. Вопросам лесоводства были посвящены первые литературные труды Шелгунова. Первая его статья появилась в «Сыне Отечества». Специальные статьи он помещал и в «Библиотеке для Чтения».

В 1849 году он был послан в Симбирскую губернию для устройства лесной дачи и был оставлен при губернском управлении казенными землями, находившемся в Самаре. Шелгунов сошелся здесь с П. П. Пекарским. В Самаре Шелгунов бывал на вечерах, играл в любительских концертах на скрипке и корнете, даже дирижировал любительским оркестром и писал легкие музыкальные пьесы (страсть к музыке унаследовал от отца). В это же время работал над своим большим трудом по истории русского лесного законодательства. За эту работу он получил награду - бриллиантовый перстень и премию от Министерства Государственных Имуществ. В 1850 году он женился, на жившей у издателя «Сына Отечества» К. П. Масальского, своей двоюродной племяннице Людмиле Петровне Михаэлис.

В 1851 году Шелгунов возвратился в Петербург и снова стал служить в лесном департаменте. В это время у него завязались прочные отношения с литературными кругами; произошло знакомство с Н. Г. Чернышевским и М. Л. Михайловым, которое скоро превратилось в тесную дружбу. В 1856 году Шелгунову предложили место в Лисинском учебном лесничестве, которое было практическим классом для офицерского класса корпуса лесничих. Учёный лесничий должен был летом руководить практическими работами, а зимой читать лекции. Шелгунов не считал себя достаточно подготовленным к этим обязанностям и попросился в заграничную командировку.

За границей

Эта поездка завершила выработку миросозерцания Шелгунова. С восторгом, уже будучи стариком, Шелгунов вспоминал это время:

И какое это было восторгающее и ошеломляющее время! Я буквально ходил как в чаду, спешил, рвался куда-то вперед, к чему-то другому, и это другое точно лежало сейчас же за шлагбаумом, отделяющим Россию от Европы

В жизни Шелгунова заграничная поездка была тем моментом, когда

одно новое слово, одно новое понятие производят крутой перелом и все старое выкидывается за борт

В Эмсе Шелгунов познакомился с доктором Ловцовым, который привлек его внимание к сочинениям Герцена. В Париже он попал в кружок, в котором принимала участие Женни д’Эпикур, известная в то время пропагандистка идеи женской эмансипации. Пребывание в Париже преобразило Шелгунова и его жену; характерна фраза одной русской дамы после непродолжительного разговора с женой Шелгунова: «от вас каторгой пахнет».